Коксовый баланс Украины демонстрирует образцы патриотизма. В I полугодии экспорт кокса из Украины упал почти на 20% в физических объемах и почти на 40% в денежном выражении. При этом производство кокса в стране сократилось менее чем на 4%.
Знаете ли вы, что компания «МонолитЦентр» СЕЙЧАС реализует шланг для бетона резиновый двухконцевой оцинкованный 4 метра D125мм со скидкой 10% ? Здесь же можно приобрести и другие части бетоноводов – http://betvod.ru/12-betonovody.
За те несколько лет, что отделяют от последнего глобального кризиса в ГМК, пик отгрузки отечественного кокса за границу пришелся на 2012 г., когда на экспорт были отправлены 2,6 млн. т продукта, то есть почти 15% от всего произведенного в Украине объема. Сегодня эта доля уменьшилась до 10%, а до конца года может опуститься и ниже. Кокс понемногу возвращает себе статус продукта сугубо внутреннего потребления.
Основная, хоть и не единственная, причина такой перемены – ценовая конъюнктура. В 2011 г на мировом рынке прайсы на кокс достигали $450-500/т. Это были астрономические цифры, они заворожили коксохимиков, особенно тех, чьи сталеплавильные мощности в Украине заметно отстают от угледобывающих и перерабатывающих. Здесь в первую очередь имеется в виду холдинг “Донецксталь” Виктора Нусенкиса, который и выступил драйвером экспорта. Однако сегодня внешний рынок кокса успокоился, по данным Министерства доходов и сборов, в I полугодии украинский кокс уходил за границу по средней цене менее $200/т. В целом были проданы 0,92 млн. т кокса на $152,6 млн. В 2013 г. экспорт составлял 1,98 млн. т и стоил $405 млн., в 2012 г. – 2,6 млн. т и $626 млн. соответственно. Как видим, выручка от тонны кокса, отправляемой за рубеж, с каждым годом снижается.
Сужается и круг стран, заинтересованных в его покупке в серьезных объемах. В 2014 г. из обоймы зарубежных покупателей отечественного кокса выпал такой солидный клиент “Донецкстали”, как Иран. В 2012 г. он заказывал почти 20% всех объемов экспортируемого Украиной кокса, в 2013 г. – меньше 15%, в 2014 г. закупки практически прекратились. Иранская Esfahan Steel контракт с “Макеевкоксом” не возобновила. В результате стабильным крупным клиентом украинских коксохимиков на внешних рынках остается только Индия. В первой половине 2014 г. на нее приходились 42,5% всех поставок в денежном выражении. Идущий на втором месте Алжир занял лишь 10%-ную нишу. Но Алжир пока выглядит случайным клиентом. В июне, например, отгрузок на этом направлении не наблюдалось. А вот Индию просто необходимо ценить и лелеять. По оценкам мировых аналитиков, эта азиатская страна может вскоре стать основным импортером кокса на планете. Согласно планам правительства в Дели, производство стали в Индии должно вырасти в 2015-2016 гг. до 95 млн. т (то есть примерно на 20%), а к 2020 г. – до 135 млн. т. При этом собственного коксового сырья в Индии нет. Этим обстоятельством грех не воспользоваться. Но насколько велики украинские резервы, чтобы подкармливать индийский ГМК?
По подсчетам объединения “Металлургпром”, нынешняя потребность украинских сталеваров в коксе составляет примерно 14 млн. т/год. В 2000 годы коксохимикам удавалось выпускать порой более 20 млн. т продукции за год, но сейчас нормой стали 17-18 млн. т/год. То есть излишки кокса в стране водятся. А их точные величины напрямую зависят от того, в каком самочувствии пребывает доменное производство страны.
Правда, сейчас экономический кризис в Украине идет рука об руку с политическим. Тем не менее, в этих обстоятельствах в объединении “Укркокс” пока не считают ситуацию критической. За январь-июнь 2014 г. падение произ-водства кокса в целом по стране составило 3,7%. Это не так много, если учесть, что два крупнейших производителя – Алчевский и Авдеевский коксохимы – работают последние месяцы чуть ли не под пулями, но как раз на них приходится сегодня более 40% всего украинского кокса. Впрочем, лидеры отрасли в I полугодии сумели сохранить прошлогодние темпы производительности. Главными неудачниками сезона стали комбинаты из группы “Донецкстали” – Макеевский и Ясиновский. Они сократили выпуск продукции с 1,4 млн. т в I полугодии 2013 г. до 1 млн. т за такой же период 2014 г.
Гендиректор “Укркокса” Анатолий Старовойт признает, что сейчас ряд КХЗ испытывает недостаток в обеспечении водой. Кроме того, из-за боевых действий прекратило отгрузку коксующегося угля предприятие “Артемуголь”, что привело к сокращению запасов угля на складах коксохимзаводов. Но, по его оценкам, эти сложности скажутся, скорее, не на объемах выпуска кокса, а на его качестве. Коксохимы вынуждены будут добавлять в шихту больше углей других марок, имеющихся в наличии. Параллельно можно ожидать и увеличения объемов импорта коксующихся углей. Хотя если смотреть на динамику импорта непосредственно кокса, то она опять же указывает на резкое увеличение ориентации украинских металлургов на внутренний ресурс. По данным Миндоходов, за январь-июнь 2014 г. импорт кокса Украиной уменьшился на 35,6% в физическом и на 47,2% в денежном выражении (ввезены 305 тыс. т на $71,6 млн.). Фактически единственным поставщиком данного продукта осталась Польша. От кокса из России и Казахстана металлурги Украины в нынешнем году отказались. Приведенные цифры означают явный разворот балансового маятника. Ведь с 2009 г. импорт кокса в Украину только рос, несмотря на периодически вводимые ограничения. Так, в 2013 г. он увеличился более чем на 40%. А в 2012 г. было зафиксировано троекратное увеличение.
Возможно, толчком к изменению тренда стали действия криворожского АМКР, который в 2014 г. существенно увеличил производство собственного кокса. Если за январь-июнь 2013 г. комбинат выпустил 673 тыс. т кокса, то за аналогичный период 2014 г. – 807 тыс. т. В предыдущие годы именно “ArcelorMittal Кривой Рог” был крупнейшим в стране потребителем зарубежного кокса и активным лоббистом отмены квот на его импорт. Сейчас приоритеты АМКР несколько поменялись, но в любом случае полностью обеспечивать себя собственным коксом предприятие неспособно. В проекте комбината предусмотрена работа 10 коксовых батарей, сейчас в эксплуатации находятся только 4. Для самообеспечения же необходимо ввести в строй еще столько же батарей.
Таким образом, “ArcelorMittal Кривой Рог” сегодня единственный в стране сталеплавильный комплекс, который не может обойтись без импортного кокса. При желании он мог бы покрывать нехватку за счет закупок у сторонних украинских КХЗ, но для АМКР выгоднее получать кокс по внутрикорпоративным контрактам с польских коксохимов Лакшми Миттала. В то же время говорить о почти полной коксовой независимости Украины не совсем корректно. Ведь почти половину потребляемых коксующихся углей она сейчас ввозит из-за рубежа. 70% этого импорта имеет российское происхождение. (МинПром/Химия Украины и мира)