Чиновники Смольного пообещали поддержку производителям композитных материалов. К 2018 г. в Петербурге объем их производства может удвоиться. В 2013 г. в городе выпустили около 3 тыс. т такой продукции.
С 2015 г. Смольный намерен стимулировать производство композитных материалов (КМ). В итоге, по прогнозам, к 2018 г. объем их производства удвоится. В 2013 г. около 30 городских предприятий, выпускающих такую продукцию, произвели 3 тыс. т композитов для нужд различных отраслей экономики на 6 млрд. руб. В РФ к 2020 г. объем производства КМ вырастет с нынешних 22 млрд. руб. до 120 млрд. руб. Правда, пока власти не определились, производство каких именно КМ они будут развивать.
КМ – искусственно созданные материалы, состоящие не менее чем из двух компонентов: армирующего наполнителя и связующего вещества. Наиболее распространенные композиты – железобетон, фанера, стеклопластики. Свыше половины применяемых в российской промышленности КМ импортируется. Год назад правительство РФ приняло программу стимулирования их производства. До 2020 г. федеральный бюджет потратит на это 8,3 млрд. руб. В 2014 г. соответствующую программу утвердил Смольный. Но денег на нее пока не предусмотрено. Достоверной статистики по отрасли нет, реестра производителей и данных о потенциальном спросе – тоже, поясняет гендиректор INFOLine Иван Федяков. Сейчас городские власти анализируют состояние рынка и на основе полученных данных примут решение об объемах финансирования.
Главные преимущества композитов перед традиционными материалами: они не проводят электрический ток, антивандальны, имеют меньший вес и высокую прочность. Так, строительная стеклопластиковая арматура весит в 5-9 раз меньше, чем стальная. По данным специалистов Средне-Невского судостроительного завода, который по заказу ВМФ в 2014-2018 г. построит 4 тральщика с применением КМ, такие корабли втрое легче стальных. Компания “Композитное кораблестроение” в 2013 г. начала серийное производство малых судов (катамаранов, катеров) в рамках совместного проекта с корпорацией “Роснано”. Эти суда в среднем на 30-40% легче металлических аналогов.
Меньший вес позволяет сократить эксплуатационные затраты, расход топлива. Легкие детали проще монтировать, они не подвержены коррозии, что в разы продлевает срок службы изделий из композитов, говорит Иван Федяков.
По словам Анатолия Гайданского, гендиректора ЗАО “АэроКомпозит” (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию), самые популярные сегодня самолеты Airbus 380 и Boing 787 оснащены композитными фюзеляжем и крылом. “АэроКомпозит” разрабатывает композитное крыло для самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. (Деловой Петербург/Химия Украины и мира)