Конфликт между акционерами Кременчугского завода технического углерода (КЗТУ) – один из самых затяжных в Украине. История противостояния двух групп акционеров завода, каждой из которых принадлежит близкий к 50% пакет акций и которые пытаются сохранить/получить контроль над этим привлекательным экспортноориентированным объектом, тянется с 2000 г. За это время поменялись некоторые основные действующие лица. В одной группе – по-прежнему Мирослав Балдис. А вот вторая группа акционеров, интересы которой представляла Любовь Михайлова, сошла с дистанции несколько лет назад, продав пакет Константину Жеваго.
Из-за того, что некоторые участники противостоят друг другу более 10 лет, их нравы портятся, а методы борьбы становятся все более иезуитскими. 7 октября 2014 г. Мирослав Балдис одержал тактическую, но от этого не менее приятную для него победу. Киевский районный суд Донецка создал прецедент, суть которого заключается в том, что отныне на акционера украинской компании может быть наложен многомиллионный штраф. В роли этого акционера оказалась Любовь Михайлова, которая после многолетнего противостояния с Мирославом Балдисом в 2008 г. продала свои акции кременчугского завода. Последней каплей для нее стало появление на стороне оппонента тяжелой артиллерии в лице народного депутата фракции Партия регионов Владислава Збарского. Подобное излечивается подобным. Однако новый владелец пакета акций Михайловой – Константин Жеваго, нардеп от БЮТ – не очень преуспел в позиционной борьбе с Балдисом & Збарским. Реестр акционеров КЗТУ был чудесным образом потерян, а потом столь же невероятно обретен: с помощью весьма характерных для отечественных корпоративных конфликтов судебных решений и по состоянию на 2007 г. Так Любовь Михайлова, несмотря на то, что она уже уехала на ПМЖ за границу и поменяла имя, вновь оказалась втянута в разборки вокруг кременчугского завода.
7 октября благодаря решению Киевского районного суда Донецка эта сюжетная линия получила продолжение. В нарушение правовых норм на Михайлову был наложен штраф в почти 12 млн. грн. за то, что она в апреле не явилась на собрание акционеров. Соответственно, учитывая размер якобы принадлежащего ей пакета акций КЗТУ, это мероприятие не состоялось, в итоге не были приняты важные для жизнедеятельности предприятия решения (какие именно – история умалчивает). Получателем штрафа стала кипрская компания Балдиса “Релемен Траст Лимитед”.
Победа в донецком суде далась “киприотам” не без усилий. Еще в январе “Релемен Траст Лимитед” пыталась продавить аналогичное по сути судебное решение через Печерский суд Киева. Однако здесь не решились попирать закон и рассматривать в Украине иск кипрской компании к гражданину иностранного государства. После этого было принято решение “искать правды” в Донецке. Здесь была использована известная в узких кругах технология направления иска на рассмотрение конкретному судье. Т. к. ныне в украинских судах используется компьютерная технология подбора судьи для каждого конкретного дела дабы исключить возможность предварительного сговора с ним заинтересованных сторон, юристы высылают в суд пачку идентичных исков, оформленных с небольшими нарушениями (на бумагах нет подписи или не приложена квитанция об оплате судебной пошлины и т. п.). В результате иски, которые попадали к нерукоположенным на данное дело судьям, оставались без движения до устранения нарушений. Правда, в случае с КЗТУ произошел забавный инцидент: то ли по неопытности, то ли из-за излишнего рвения один из судей, который был “не в курсе”, несмотря на то, что поступивший к нему иск был неправильно оформлен, все-таки возбудил производство по делу. Пришлось киприотам подавать заявление об оставлении этого иска без рассмотрения.
И только у одного судьи в Киевском райсуде Донецка все сошлось как нельзя более удачным образом: исковые материалы оказались в полном порядке и истец в решающий момент не дал задний ход. Этим избранником судьбы стал Михаил Лях. Злые языки утверждают, что к этой импровизации приложил руку упомянутый Владислав Забарский, который превратился из обычного нардепа ПР в первого замминистра Кабмина, значит, стал более весомой фигурой среди “донецких”. В итоге судья Лях в отсутствие кипрского истца в течение одного заседания принял решение в пользу “иностранного инвестора”. А значит, конфликт вокруг КЗТУ двинулся на очередной виток своей спирали. (Укррудпром/Химия Украины и мира)