Собрание акционеров единственного действующего нефтеперерабатывающего завода “Укртатнафта”, заплани-рованное на 14 октября, не состоялось. На него пришли только представители НАК “Нафтогаз Украины”, представлявшие интересы государства как акционера. Отсутствие представителей группы “Приват”, контролирующей деятельность завода с 2007 г., не позволило собрать кворум. Государство в лице “Нафтогаза” владеет 43% акций ПАО “Укртатнафта”. Запланированной смены правления НПЗ так и не произошло. Эксперты уверены, что государству вернуть контроль над НПЗ, который за последние годы накопил миллиардные убытки, не удастся. Да и не имеет смысла.
Последний раз собрание акционеров проходило в июле 2010 г. С тех пор попытки собрать акционеров не увенчались успехом – они блокируются группой “Приват”. На собрании 14 октября планировалось рассмотреть вопрос о смене наблюдательного совета, в который сегодня входят избранные в 2010 г. Евгений Бакулин, Константин Бородин, Ирина Варакута, Александр Лазорко, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Сергей Глушко, Александр Ярославский и Михаил Киперман. О том, будет ли НАК добиваться снова собрания акционеров, пока не известно. Управление по связям с общественностью “Нафтогаза” сообщило, что решение созывать или нет собрание должен принять набсовет “Укртатнафты”. Такого решения он еще не принял, если в течение 10 дней после получения требования от “Нафтогаза” не решит, то собрание может созвать сам “Нафтогаз”. Это второе собрание акционеров “Укртатнафты” в 2014 г., которое закончилось ничем. Предыдущее было запланировано на 15 сентября.
Компания “Укртатнафта” была создана в 1994 г. на базе Кременчугского нефтеперерабатывающего завода по решению президентов Украины и Татарстана. В новосозданной структуре 18,3% акций принадлежали структурам российской компании “Татнефть”, 28,8% – министерству имущества Татарстана, 8,6% – непосредственно “Татнефти”, остальное – Украине. Затем украинские суды вынесли ряд решений, в результате которых доля акционеров из Татарстана была размыта до минимума, а новыми акционерами “Укртатнафты” стали структуры, близкие к группе “Приват”.
Сегодня “Укртатнафта” встроена в контролируемую “Приватом” вертикально интегрированную компанию, в которой “Укрнафта” добывает нефть, “Укртатнафта” ее перерабатывает, а нефтепродукты продаются через сети заправок, принадлежащих “Привату”. По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, прибыль оседает на этапе продажи нефтепродуктов. “Если оставлять прибыль на “Укрнафте” или на “Укртатнафте”, то рано или поздно ею придется поделиться с государством, которое является акционером этих компаний”, – сказал он.
“Есть основание считать, что вокруг завода сплетен так называемый финансовый кокон, когда формируются огромные задолженности за нефтепродукты: сырье покупается дорого, продукция отпускается без предоплаты и дешево. Таким образом предприятие с госдолей обрастает долгами, тогда как профит-центр находится за пределами завода”, – высказал мнение генеральный директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн.
По словам главы аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрия Чурина, реальное положение дел в “Укртатнафты” тяжело определить из-за ее закрытости и непрозрачности: “Уже давно операционный контроль за группой “Приват”, которая занимается на Кременчугском НПЗ перегоном нефти, но прибыль от этих операций оседает явно не на счетах самой “Укртатнафты”, а перераспределяется через посредников”.
Заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает, что “Приват” устраивает существующий порядок, поэтому проведение собрания акционеров “Укртатнафты” – не в его интересах.
По данным финансовой отчетности компании “Укртанафта”, в 2013 г. она получила чистую прибыль в 259 млн. грн., за 2012 г. ее чистый убыток составил 1897,7 млн. грн. Компания отмечает, что убыток понесен в основном из-за низкого уровня использования нефтеперерабатывающих мощностей и из-за неблагоприятных условий в нефтеперерабатывающей отрасли Украины.
Эксперты сходятся во мнении, что государству добиться возобновления контроля или хотя бы возвращения влияния на “Укртатнафту” в пределах своей доли акций вряд ли удастся. Да и контролировать уже нечего. По словам Геннадия Рябцева, единого хозяйственного комплекса “Укртатнафты” на сегодня не существует. “Очень сложно понять, в чьей собственности находятся установки предприятия – там аренда и субаренда. Достаточно часто предприятие по необъяснимым причинам отказывалось предоставлять информацию и отраслевому министерству, и Минэкономразвития, и Госслужбе статистики. Слабость государства будет использована бизнесом по максимуму”, – сказал он.
Сергей Куюн считает неправильным, что единственный действующий сейчас в стране НПЗ работает без участия государства, которому принадлежат 43% акций: “На сегодня государство никак не участвует в управлении этим предприятием. А учитывая, что предприятие сгенерировало несколько миллиардов убытков за последние годы, то с менеджментом там не все в порядке”. Однако он пессимистично оценивает шансы государства возобновить контроль над заводом. “Частному акционеру лишние глаза и уши там не нужны. Он будет блокировать любые попытки провести собрание. У него есть возможность не регистрировать на собрании свой пакет, им это не нужно”, – сказал Куюн. По его словам, на “Укртатнафте” не просто повисли большие долги, но и отдельные технологические установки переданы в залог “Приватбанку”. “По сути, этот клубок уже не распутать. Даже если изберут новый набсовет, он уже ничего не сможет сделать с этим предприятием”, – сказал эксперт. (Капитал/Химия Украины и мира)