Украину снова начинает накрывать волна поддельного бензина, бьют тревогу эксперты топливного рынка.
На фоне снижающегося потребления нефтепродуктов из-за их дороговизны (по данным консалтинговой группы “А-95”, с начала года бензин А-95 подорожал с 16,96 до 19,77 грн./л, или почти на 3 грн./л, цены в стране выросли на 40%, а реальные зарплаты снизились почти на 16%) все больше водителей, которые не переоборудовали свои автомобили на сжиженный газ, начинают искать, где бы заправиться подешевле, не особо задумываясь, что они льют в бензобак. А спрос рождает предложение.
Директор “А-95” Сергей Куюн утверждает, что до 15% рынка сегодня – фальсификат. “По официальным данным Госстатистики, за I полугодие 2015 г. Украина потребила без малого 1,124 млн. т бензина. Свое производство составило 305 тыс. т, очевидно, что остальные 819 тыс. т – импорт. Но через таможню прошло всего 705 тыс. т. Откуда взялись 114 тыс. т, или почти 10% рынка?”, – задает вопрос эксперт. И сам отвечает на него: этот якобы бензин был произведен в Украине на легальных и нелегальных предприятиях путем смешения компонентов моторного топлива. О том, что его завозят на конкретные нефтебазы, причем в больших количествах, говорит статистика ж/д перевозок, а также то, что некоторые даже брэндовые сети АЗС продают “А-95” и даже “А-95 Евро”, но при этом официально не импортировали его ни литра. Кроме того, по мнению С. Куюна, статистика не учитывает и продажу поддельного бензина мимо кассы. Смысл в этом появился с января 2015 г., когда был введен 5% сбор с розничных продаж подакцизных товаров.
При нынешних ценах на топливо это означает, что каждый проданный мимо кассы литр приносит 1 грн., это от трети до половины всей прибыли АЗС, поэтому смысл «левачить» есть. “Размер теневого рынка бензина в первом полугодии можно оценить минимум в 275 тыс. т, а за весь год на рынке будет около 550 тыс. т нелегальных нефтепродуктов, которые унесут из госбюджета до 8 млрд. грн.”, – подсчитал С. Куюн. (МинПром/Химия Украины и мира)