Генеральный директор АО “Сервис ВМФ” Сергей Миславский разъясняет возможные варианты повышения конкурентоспособности российских СПГ проектов.
Относительно проекта СПГ “Сахалин-2” надо отметить, что Международным газовым союзом (IGU) в 2014 г. самым эффективным был признан именно “Сахалин-2”: его мощности были загружены на 111%. Этот завод по эффективности обгонял СПГ-заводы в других странах с 2012 г. Затем по эффективности следовали заводы в Экваториальной Гвинее, Малайзии, ОАЭ и Катаре.
Что касается Ямальского проекта, общие затраты по “Ямал СПГ” (строительство порта и СПГ-завода) обойдутся суммарно в 0,9-1,0 трлн. руб. Кроме того, условия судоходства в регионе сложные, навигация здесь имеет значительные временные ограничения. Опытные переходы СПГ-танкеров не могли выявить все проблемы круглогодичной навигации, так как она выполнялась в упрощенных условиях. Формирование флота танкеров для проекта “Ямал СПГ” ледового класса Arc 7 (на уровне ледоколов) будет предопределять постоянно высокий уровень фрахтовой цены с учетом ледовой проводки практически весь период (3 месяца 1-2 ледокола, остальные – не менее 3). И при условии, что 80% (около 13,5 млн. т) предполагается поставить для рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. То есть эта цена будет без преувеличения “заоблачной”. Что касается газовозного флота, все суда для “Ямал СПГ” будет строить DSME. В 2014 г. “Ямал СПГ” сформировал шорт-лист пароходств, с которыми компания заключит 45-летние контракты на перевозку газа “Ямал СПГ”. В него вошли “Совкомфлот”, японская Mitsui OSK и канадская Teekay LNG. Каждая из них должна была построить этот флот: “Совкомфлот” – 6 судов, Mitsui – 4, Teekay – 6. Стоимость одного газовоза – около $340 млн. ($5,5 млрд. за все 16 газовозов). Танкеры с проекта «Ямал СПГ» – “штучный” товар на рынке, он будет всегда дорогостоящий. По последней информации, большую часть проектного финансирования для “Ямал СПГ” (последняя заявленная цена проекта – $27 млрд.) “НОВАТЭК” рассчитывает привлечь в Китае. Кроме того, бизнес-модель проекта “Ямал СПГ” включает, что с декабря по июль арктические СПГ-танкеры будут заходить в терминал Зеебрюгге (Бельгия), где компания Fluxys LNG будет оказывать услуги по перевалке СПГ на танкеры конвенционного типа для его доставки в страны АТР через Суэцкий канал. Под началом оператора терминала Fluxys ведутся внебиржевые рыночные операции и существует компьютерная биржа для сделок с газом, благодаря важной роли терминала в качестве крупного газового узла Европы. Таким образом, укрепляются позиции бельгийской газовой системы в качестве “центровой” для газоэкспортных потоков из разных стран, включая Россию.
Необходимо признать, что реализация проектов СПГ в России в настоящее время не соответствует ранее выработанным стратегиям и принятым программам, отстает от них по большинству параметров. Не реализована программа по строительству в РФ танкеров СПГ – все они заказываются в основном в Южной Корее. Любые предложения по объединению усилий частного партнерства, например создания единого Арктического центра СПГ-производства, распределения и прибыли, встречает непонимание и сопротивление со стороны основных участников российского рынка.
Предложения по задачам такого центра предусматривают, во-первых, исходя из превалирования государственных интересов, для исключения взаимной конкуренции нужно обеспечить реализацию российских СПГ-проектов в едином портфеле и из одного центра прибыли. Во-вторых, можно снизить риски и транспортные тарифы по арктическим проектам за счет повышения устойчивости и эффективности морской транспортной системы. Центр предлагается создать в рамках частно-государственного партнерства с участием компаний, заявивших о намерении реализовать проекты СПГ в Арктической зоне Российской Федерации: это “Газпром”, НК “Роснефть”, “НОВАТЭК” и группа «Аллтек». Технические решения проекта основываются на концентрации в незамерзающей, т. е. юго-восточной части Баренцева моря в районе пос. Индига мощностей по сжижению природного газа и последующей его морской транспортировке по единому коммерческому плану.
Для поставок СПГ в страны АТР может быть использован более безопасный и перспективный для крупнотоннажных танкеров высокоширотный маршрут Севморпути. А для снижения налоговой нагрузки и наряду с другими мерами, целесообразно использовать режим портовой особой экономической зоны. Сырьем для заводов сжижения в рамках этого центра может быть ресурсный потенциал существующих и добывающих газовых провинций на континентальном шельфе и побережье Арктической зоны РФ. (Rcc/Химия Украины и мира)