В Украине произошла перезагрузка правительства, затронувшая и Министерство энергетики и угольной промышленности. Отныне вместо Владимира Демчишина это ведомство возглавляет Игорь Насалик.
Модульные здания из блок контейнеров, которые выпускает компания CSB, быстро приобрели популярность, потому что они значительно дешевле, чем традиционные здания, да и возводятся куда быстрее в любую погоду и на любых грунтах. Причем это “долгоиграющее” здание – его можно разбирать и собирать на новом месте несколько раз.
По идее, для участников топливно-энергетического комплекса эта перестановка не должна принести ничего нового. Ведь новоиспеченный министр, как и его предшественник, назначен по квоте одной политической силы – Блока Петра Порошенко. Тем не менее, со сменой главы политика Минэнергоугля может сильно поменяться. Это стало понятно на второй день после кадровой перестановки. Так, во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде Игорь Насалик заявил о намерении отозвать из парламента законопроект о рынке электроэнергии, сославшись на то, что в стране пока отсутствует для него соответствующая основа. “В Украине не существует оптового рынка газа и электроэнергии, а принятые Верховной Радой законы – лишь декларации”, – сказал новоиспеченный министр.
Уже понятно, что скучно энергетикам и газовщикам не будет. Но первыми на себе вибрации от реформ ощутят участники нефтяного рынка. Во-первых, на это намекает специализация Насалика. С 1998 г. по 2005 г., он, будучи народным депутатом двух созывов, возглавлял подкомитет по вопросам нефтяной промышленности и нефтеобеспечения. Во-вторых, министр анонсировал свое видение этого сектора энергетики. По его словам, сейчас в Украине нужно поднять вопрос восстановлении нефтеперерабатывающего потенциала. “У нас есть 5 заводов, но у них глубина переработки не более 55%. Нужно модернизировать один, но чтобы выход был 93%”, – сказал Насалик.
Это заявление разделило рынок на 2 лагеря. Одни посчитали его своеобразным индикатором уровня квалификации министра (ведь даже работающий сегодня Кременчугский НПЗ не способен решить проблему сырьевого дефицита). Другие увидели в желании повысить объем производства отечественных нефтепродуктов тоску Насалика по середине 90-х годов прошлого века, когда он занимался операциями с нефтепродуктами. Партнером Игоря Насалика по этому бизнесу в то время выступал почетный президент ФК “Карпаты” Петр Дыминский. Сейчас этот бизнесмен больше известен в статусе совладельца группы “Континиум”, владеющей одной из крупнейших розничных сетей нефтепродуктов в стране – WOG. Под контролем этой группы также находится Херсонский НПЗ, который в 2015 г. отметил десятилетний юбилей простоя. Поэтому не исключено, что проект модернизации, анонсированный министром, задуман для реализации как раз на Херсонщине, ТЭО для этого было разработано “Укрнефтехимпроектом” еще несколько лет назад. Другой вопрос – где новый министр собирается взять деньги. Ведь привлечь инвестора, согласного вложить в проблемный НПЗ почти $1 млрд., до этого много лет пытались владельцы “Континиума”, но не достигли успеха.
***
Экс-председатель правления НПК “Галичина”, экс-директор департамента нефти и газа Минтопэнерго в 2006-2008 гг. Леонид Косянчук – о предложении нового министра энергетики Игоря Насалика потратить $1 млрд. на модернизацию одного из НПЗ.
Министр энергетики Игорь Насалик считает, что Украине необходимо модернизировать один из нефтеперерабатывающих заводов, чтобы обеспечить себя светлыми нефтепродуктами. Дескать, в стране “есть пять заводов, но у них глубина переработки не более 55%. Нужно модернизировать один, но чтобы выход был 93%”. И на эту модернизацию он хочет потратить $1 млрд. Заявление, мягко говоря, странное. Такой дорогостоящий проект в нашем обнищавшем государстве должен решить как минимум некую глобальную проблему. Однако такой проблемы я не вижу: ресурсное наполнение на топливном рынке Украины происходит в полном объеме, никакого дефицита топлива не было, нет и не предвидится. Конечно, есть проявления недобросовестной конкуренции, но это “слова из совсем другой песни”.
Не секрет, что украинская нефтепереработка за годы независимости была практически уничтожена. Началось все с непродуманной приватизации (предприятия были скуплены олигархами практически по цене металлолома) и закончилось отсутствием жесткой позиции государства, которое не смогло или не захотело создать условия, при которых владельцы НПЗ были бы вынуждены модернизировать предприятия либо продать их более эффективному собственнику. Устаревшие стандарты на моторные топлива продлевались несколько лет подряд, а владельцы НПЗ выжимали из предприятий последние технологические ресурсы. В итоге оказалось выгоднее закрыть часть предприятий, чем инвестировать сотни миллионов в модернизацию производства. И сейчас в Украине всего два нефтеперерабатывающих предприятия, причем одно из их работает в локальном сегменте вертикально интегрированной структуры, а второе (Шебелинский ГПЗ) не может выпускать нефтепродукты, соответствующие принятому в стране Техническому регламенту. Случилось то, что случилось, поправить это крайне сложно. А еще – дорого и нецелесообразно. С точки зрения сохранения рабочих мест – это проблема и личная трагедия занятых в отрасли квалифицированных специалистов. Тем не менее, катастрофы для обеспечения жизнедеятельности страны здесь нет, ведь благодаря серьезной диверсификации импортных источников поступления нефтепродуктов потребление обеспечено в полном объеме.
Теперь по сути заявления министра. Мне совершенно не понятно, какой именно НПЗ он собрался модернизировать за $1 млрд. и кто будет финансировать этот “проект”. Сомнительно, что государство в состоянии выделить миллиард на модернизацию частного НПЗ. Также сомнительно, что этот проект – приоритетный для страны, которая нынче тонет в глубоком экономико-политическом кризисе, да еще и воюет с Россией. Я уже не говорю о том, что для реализации такого проекта даже при самых благоприятных условиях понадобится 4-5 лет. А кто-то уже подсчитал экономическую эффективность проекта? Особенно с учетом того, что собственного сырья для загрузки такого НПЗ нет (всей добываемой в Украине нефти не хватает даже для 30% загрузки номинальной мощности “Укртатнефти”). Что до нефтепровода Одесса – Броды, то с учетом танкерных поставок, перевалки и транспортировки убыточность этого проекта очевидна еще на стадии разработки технико-экономического обоснования.
Можно еще долго обсуждать юридические и технические сложности реализации этой идеи по каждому из украинских НПЗ, но основная проблема в том, что никакой экономической выгоды ни государству, ни гражданам Украины это не принесет. С тем же успехом можно потратить этот миллиард на модернизацию, скажем, Запорожского автомобильного завода и через 4 года попытаться кому-то продать обновленные “Ланосы” по цене продукции концерна Volkswagen. Только вот к тому времени, возможно, более востребованными будут электромобили Tesla. (Деловая столица/Дело/Химия Украины и мира)