В Министерстве аграрной политики пытаются поддержать “Укрспирт”, но эксперты считают, что такие шаги чреваты проблемами для рынка нефтепродуктов.
Обустраивая автономную канализацию в частном доме, закажите у ООО «ЭкоДом» (http://www.eko-topas.ru/products/topas-9-long.html) станцию под септик ТОПАС 9 Long. Она обеспечит обработку стоков от посудомоечной и стиральной машин, раковины, унитаза, душевой кабины и ванны.
В Министерстве аграрной политики заговорили о необходимости повысить содержание биоэтанола в бензине до 10% и ссылаются в этом вопросе на европейский опыт. Однако, как отмечают эксперты, европейцы уже отказались от подобных идей, а если в Украине все же пойдут на такой шаг, то качество бензина может ухудшиться.
“Директивы ЕС устанавливают норму биоэтанола в автомобильном топливе на уровне 10%, поскольку выбросы вредных аэрозольных частиц при этом уменьшаются на 50%, а оксида углерода – на 30%. Украина тоже должна сделать норму содержания биоэтанола в топливе обязательной. Этим мы позаботимся не только об экологии, но и дадим толчок производству биоэтанола в стране. Необходимые мощности мы уже имеем, а развитый аграрный сектор обеспечивает достаточным количеством сырья для производства”, – заявила замминистра аграрной политики и продовольствия Елена Ковалева.
Это не первая инициатива законодательно закрепить требования о добавлении биоэтанола в бензин в Украине. Так, соответствующий закон был принят летом 2012 г. Документ устанавливал, что с 1 января 2014 г. вводится обязательная норма содержания биоэтанола в горючем, которое производится и реализуется на территории Украины, – не менее 5%. А с 2016 г. содержание спирта должно быть увеличено до 7%. Однако в феврале 2015 г. Верховная Рада отменила этот закон.
Но даже за то время, пока он действовал, полноценно заработать закон так и не смог, отмечает директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. “Закон не заработал, поскольку в рамках этой программы не было сделано никаких практических шагов. Т. е. закон провозгласил, что надо добавлять, а как, сколько, где и какие налоги с этого платить – никто так этого и не объяснил. А главная причина в том, что рынок был не готов: не было ни того объема биоэтанола, ни инфраструктуры, ни нормативного урегулирования этих вопросов”, – рассказал он.
Впрочем, как отмечает замдиректора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев, сегодня практически весь бензин в Украине и так содержит биоэтанол или похожие добавки. “Есть норма по содержанию в топливе добавок”, – пояснил он. При этом эксперт подчеркнул, что в Европе сегодня практически все страны отказались от идеи доведения содержания биоэтанола в бензине до 10% и остановились на 5%. “В ЕС была директива, которая предусматривала доведение содержания биокомпонетов до 10%, но эта директива была не реализуемой. Было изменение, в соответствии с ним снизили содержание в автомобильном топливе до 5%, а норма в 10% реализовалась другими альтернативными источниками энергии”, – пояснил Геннадий Рябцев отметив, что такое решение было принято в связи с довольно большим количеством неадаптированных под такое топливо автомобилей.
Нужно ли Украине повышать процент биоэтанола
Сегодня инициатива МинАПК повысить долю биоэтанола вызывает определенные сомнения. “Необходимость такого мероприятия вызывает сомнения, поскольку 10%-ное содержание спирта может негативно отразиться на двигателях автомобилей”, – сказал независимый эксперт по энергетике Владимир Сапрыкин.
К тому же в Украине к такому топливу не адаптированы 2/3 автомобилей, добавляет Геннадий Рябцев. “Бензин Е-10 (с 10%-ным содержанием биоэтанола) и другие смеси с большим содержанием биоэтанола не рекомендованы производителями практически всех автомобилей, которые сейчас являются массовыми в Украине. Деу, Шевроле, Мерседесы, Шкоды и пр. В теххарактеристиках они указывают, что в случае использования топлив Е-10 и выше производитель не гарантирует нормальную работу топливной системы”, – пояснил он.
Кроме того, в случае обязательной добавки во все топливо, которое продается в Украине, биоэтанола возникает серьезная проблема с его качеством, отмечает Сергей Куюн. “Сегодня 85% бензина мы импортируем. И если в этот бензин добавить дополнительно биоэтанол, мы получим “отраву” для двигателя. Бензин обладает определенными эксплуатационными свойствами, которые заложены автомобилестроителями. Если в этот бензин добавить биоэтанол, то мы получим смесь, которая непригодна к использованию на транспорте”, – пояснил он.
Сегодня звучат отдельные предложения обязать трейдеров завозить не готовый товарный продукт, а некий полупродукт, который потом будут “бодяжить” здесь, добавляя биоэтанол, отмечает Геннадий Рябцев. “Такой вариант возможен, но по украинскому законодательству ответственность за производство несет тот, кто выпустил это топливо, то есть завод-производитель. В таком случае ни один производитель не будет нести даже формально ответственности за качество конечного топлива. И фактически у нас будет 100%-ная “бадяга”, – сказал он.
По данным Государственной фискальной службы, Украина в 2015 г. импортировала нефтепродукты на $3,8 млрд., больше всего из Беларуси – $1,7 млрд., РФ – $844,7 млн. и Литвы- $413,9 млн.
Для чего МинАПК вытупает с инициативами
Причин таких инициатив аграрного ведомства может быть несколько, считает Сергей Куюн. “Украина – аграрная страна, мы выращиваем много культур, из которых можно производить биоэтанол. По сути – это обезвоженный спирт, который можно делать из кукурузы, пшеницы и пр. Для агарной отрасли – это дополнительное направление сбыта своей продукции. Но здесь могут быть и лоббистские вещи накануне объявленной приватизации “Укрспирта”, который владеет основными мощностями по производству биоэтанола. Если такая норма будет введена, его ценность намного возрастет”, – считает эксперт.
Если сегодня заставят добавлять 10% биоэтанола в бензин, то ежемесячная прибыль спиртовиков может достигать $200 млн., добавляет Геннадий Рябцев. По его оценкам, в год на эти нужды понадобиться порядка 300 тыс. т биоэтанола. Государственный монополист “Укрспирт” на существующих мощностях способен производить около 160 тыс. т биоэтанола в год. Однако в реальности, как отмечает Геннадий Рябцов, эти объемы значительно ниже. “Если просуммировать номинальную мощность заводов, то в сумме выходит порядка 80 тыс. т. Это если данные о проектной мощности соответствуют действительности”, – пояснил он. Кроме того, по словам эксперта, украинские стандарты производства биоэтанола в отличие от российских и белорусских не соответствуют европейским, что вызывает сомнение в качестве отечественного биоэтанола.
Ранее в бытность свою министром АПК Алексей Павленко заявлял, что аграрный сектор имеет большой потенциал для того, чтобы стать неисчерпаемым источником для производства биоэтанола. По его словам, биоэтаноловое направление должно стать одним из ключевых в 2016 г., но это потребует усовершенствования отечественного законодательства. В 2015 г. Минагрополитики активно подключалось к подготовке и сопровождению соответствующих законопроектов, которые предусматривают: усовершенствование законодательной базы касательно “зеленых тарифов” на электроэнергию, вырабатываемую из биогаза и биомассы; упрощение разрешительной системы, в частности отмену лицензирование производства биогаза и жидких видов биотоплива; содействие внедрению совместных проектов по производству и экспорту сырья и биотоплив.
Выход
Как отмечают эксперты, развитие биоэтанольного направления без ущерба для качества бензина в стране – вопрос не одного года. “Нужно сформировать рынок – необходимо создать спрос на такие вещи. Например, уменьшить или обнулить пошлины на завоз автомобилей с двигателями, адаптированными к разнообразным видам топлива. Именно путем создания парка таких автомобилей пошли в Европе. Они обеспечили 10% топлива из биоэтанола не за счет того, что ввели топливо Е-10, а создали такой парк, обеспечили его топливом Е-85, где биоэтанола 85%. Именно за счет этого у них в среднем по рынку получились 10%”, – отметил Геннадий Рябцев. Кроме того, как отмечает Сергей Куюн, необходимо также заняться производством готовых эфиров из биоэтанола, которые активно используются в нефтеперерабатывающей промышленности. “Их можно экспортировать и зарабатывать на этом деньги. Это очень ликвидная и востребованная продукция, тем более мы ее сейчас импортируем”, – сказал эксперт. (Сегодня/Химия Украины и мира)