После вынесения нефтяникам предупреждения от Федеральной антимонопольной службы цены на моторное топливо в мелком опте начали снижаться, в розничном сегменте еженедельные темпы роста стоимости снизились с 12 до 5,5 коп.
По данным информационно-аналитического центра “Кортес”, средняя цена на бензин Аи-92 за неделю повысилась на 5 коп. до 35,26 руб./л (с начала года изменение составило 1,18 руб., или 3,5%). Меньше всего цена выросла в Центральном и Дальневосточном федеральных округах – на 2 коп. до 34,71 и 40,15 руб./л соответственно. В Южном федеральном округе, темпы роста в котором за последний месяц были рекордными и доходили почти до 20 коп. в неделю, стоимость бензина увеличилась на 10 коп. до 35,87 руб./л. В крупном опте стоимость выросла на 4 руб. до 40,779 тыс. руб./т. В мелком, как и на бирже, цена начала снижаться на 169 и на 159 руб. до 44,585 тыс. и 40,326 тыс. руб./т товара соответственно.
Темпы роста стоимости бензина Аи-95 также снизились. Рост в среднем по России составил 6 коп. до 38,17 руб./л (с начала года изменение составило 1,28 руб., или 3,5%). Цена на этот бензин, как и на Аи-92, больше всего выросла в Южном федеральном округе – на 12 коп. до 39,18 руб В крупном, мелком опте и на бирже стоимость топлива показала все еще положительную динамику на 90, 113 и 180 руб. до 43,845 тыс., 46,883 тыс. и 43,757 тыс. руб. соответственно.
Средняя цена на дизельное топливо выросла на 1 коп. до 35,59 руб. При этом с начала года стоимость этого моторного топлива не изменилась. За неделю цены на дизель снизились и в оптовом сегменте, и на бирже: на 285 и 214 руб. в крупном и мелком опте, до 33,956 тыс. и 37,801 тыс. руб. за тонну продукции; на бирже – на 87 руб. до 33,597 тыс. руб.
В середине июня на заседании биржевого комитета по нефтепродуктам в ФАС нефтяникам было вынесено “последнее предупреждение”. Этому предшествовал трехнедельный рост розничных цен на топливо в среднем на 11-12 коп., который возник после полного ценового штиля на заправках с начала года. Все это происходило на фоне роста оптовых и биржевых цен. Последние показывали положительную динамику из-за спада производства и роста экспорта. Кроме того, на цены оказывало влияние ожидание весенне-летних ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. Эксперты отмечали, что вслед за оптом и биржей розничные цены также пойдут вверх. Но этого случилось только в июле. Это вызвало тревогу у антимонопольщиков, которые, проверив ситуацию, рекомендовали нефтяникам увеличить производство и сократить экспорт. Эксперты отмечали, что биржевые цены вышли в боковой тренд. В ФАС рассчитывали, что это окажет влияние и на розницу. Однако пока в рознице положительная динамика сохранялась почти 4 недели.
По словам начальника управления контроля ТЭКа ФАС Дмитрия Махонина, на совещании нефтяникам было “дано последнее предупреждение”. «Мы надеемся, что мелкооптовые цены стабилизируются и, может быть, снизятся. По крайней мере, компании нас заверили в вероятности такого тренда. Если на следующей неделе мы этого не увидим, то будем реагировать», – заявил тогда Дмитрий Махонин.
«Рынок перешел в летнюю “спячку”, цены лежат на боку – таков рефрен к торгам предыдущей недели. Создается впечатление, что производители нефтепродуктов выжали за предыдущие полгода из внутреннего рынка максимальные оптовые цены и пытаются закрепиться на достигнутых высотах, хотя комплекс фундаментальных факторов направлен к снижению ценовых индексов. Так, цены внутреннего рынка намного опережают нетбэк», – считает ведущий аналитик ООО “Алгоритм. Топливный Интегратор” Виктор Костюков. Эксперт отмечает, что сегодня на бирже премиальность бензина “Премиум-95” относительно экспорта установилась на значении около 7 тыс. руб./т, бензина “Регуляр-92” – 4 тыс./т, дизельного топлива и авиакеросина – от 3 тыс. до 4 тыс. И только цены мазута строго следуют в фарватере нетбэк. «Заводы не снижают темпов переработки. По последней сводке ЦДУ ТЭКа, на внутренний рынок за предыдущую неделю отгружены 670 тыс. т бензина, а реализация сократилась с 677 тыс. до 637 тыс. т. Объем остатков автомобильного бензина на НПЗ и нефтебазах увеличился на 30 тыс. т до 1,716 млн. т. Сократилась и реализация дизельного топлива – с 755 тыс. до 631 тыс. т», – заключил эксперт. (Нефть России/Химия Украины и мира)