«НОВАТЭК» нашел возможность привлечь на проект “Ямал СПГ” деньги французских банков, которые до сих пор опасались иметь дело с проектом из-за санкций США, хотя в нем и участвует местная Total. Посредником для французов станет итальянский банк Intesa. В случае успеха переговоров “Ямал СПГ” может получить $200 млн. дополнительного финансирования. В рамках стоимости проекта это небольшие деньги, «НОВАТЭК» мог без них обойтись, но компании важно доказать, что для нее не закрыт путь к европейским кредитам.
Банк Intesa может стать агентом по участию в проектном финансировании для “Ямал СПГ” не только для итальянского экспортного агентства Sache, но и для французского Coface. Об этом рассказал глава совета директоров АО “Банк “Интеза” Антонио Фаллико. По его словам, схема потребовалась, так как французские инвестбанки не хотели участвовать в сделке. В «НОВАТЭКе» не стали это комментировать.
Исходно проект завода по снижению газа на Ямале (50,1% у «НОВАТЭКа», по 20% у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского фонда SRF) предусматривал получение финансирования американских и европейских банков и экспортных агентств, поскольку там используется оборудование из США и Европы. В 2014 г. «НОВАТЭК» попал под американские санкции и схему финансирования пришлось полностью переделывать, в том числе потому, что нельзя было использовать доллары. В итоге финансирование в объеме около $20 млрд. предоставили только российские и китайские банки, чего оказалось достаточно для завершения проекта.
Но «НОВАТЭК» все же ведет работу по привлечению денег от европейских экспортных агентств: это формально не запрещено санкциями, а компании важно показать свою способность привлекать ресурсы на европейских рынках. При этом собеседники в середине года говорили, что наиболее вероятно получение средств от Sache, на Coface “мало надежды”, так как французы считают сделку рискованной из-за санкций. Предполагается, что каждое из агентств может выдать на “Ямал СПГ” кредит на $200 млн. в евро. Такую же сумму до конца года может выдать японский JBIC.
Intesa в сделке может выступить в роли агента по межкредиторскому соглашению. Кредиторы какого-либо одного заемщика могут заключать между собой соглашения (intercreditor agreement) с целью соблюдения интересов каждого из них в отдельности, не нарушая общих. Такие соглашения могут заключаться, например, между кредиторами с целью установления порядка работы с залогами при дефолте заемщика, объяснил председатель правления Нордеа-банка Михаил Поляков. Так, в соглашении определяются права и обязанности каждого кредитора и его влияние на других кредиторов, устанавливаются приоритеты при осуществлении платежей и решении других вопросов. Межкредиторские соглашения заключаются без участия заемщика и других лиц, имеющих отношение к сделке, добавила член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко. Чтобы коммуницировать с третьими лицами пул кредиторов, заключающих соглашение между собой, выбирает агента. Последний координирует, во-первых, действия кредиторов между собой, во-вторых, взаимоотношения кредиторов с заемщиками, консультантами, аудиторами и другими, продолжает Поляков. Впрочем, наличие такого агента необязательно и определяется степенью сложности сделки и уровнем коммуникации между ее сторонами, указали банкиры. По их словам, комиссии агентов очень разнятся в зависимости от договоренностей сторон. На российском рынке заключение intercreditor agreement не распространено, заключила Панченко.
Средств для реализации проекта “Ямал СПГ” у его акционеров уже достаточно, но дополнительные кредиты позволят «НОВАТЭКу» высвободить часть денежного потока для других инвестиций, считает Виталий Крюков из Small Letters. Важнее денег для компании прецедент привлечения кредитов от европейских банков, несмотря на санкции, отмечает он, это может пригодиться «НОВАТЭКу» при реализации будущих СПГ-проектов на Гыдане. (Коммерсантъ/Химия Украины и мира)