Кабинет министров и Министерства финансов Украины бездействие в вопросе реформирования системы налогообложения нефтепродуктов, в частности ликвидации акцизного налога с розничной торговли нефтепродуктами. Такое мнение высказали крупнейшие игроки украинского рынка нефтепродуктов в ходе пресс-конференции 10 ноября.
В пресс-конференции приняли участие генеральный директор сети WOG Сергей Корецкий, вице-президент ПАО “Концерн Галнафтогаз” (сеть ОККО) Василий Даныляк, директор по розничной торговле “АМИК Украина” Кястутис Разгайтис, совладелец сети KLO Вячеслав Стешенко, начальник юридического департамента ГК “SOCAR Украина” Михаил Третьяков.
По словам владельцев АЗС, введение этого налога в 2015 г. без обсуждения с парламентом, участниками рынка, общественными организациями имело тяжелые последствия. По консолидированному мнению, на рынке произошло стремительное увеличение объемов нелегальной торговли бензином, дизельным топливом и сжиженным газом. Так, с момента введения “розничного акциза” только в Киеве и области появилось около 500 нелегальных точек реализации сжиженного газа, что превышает сеть легальных станций. Сегодня нарастает количество точек незаконной реализации дизельного топлива. Под угрозой оказались тысячи людей, поскольку работу нелегальных станций на предмет пожарной и экологической безопасности госорганы не контролируют. По словам операторов, наблюдается массовая торговля без выдачи кассовых чеков и соответственно без уплаты как розничного акциза, предназначенного для бюджетов местных общин, так и других общегосударственных налогов. В частности, по данным мэра Киева Виталия Кличко, потери городского бюджета от неуплаты розничного акциза оцениваются в 222,6 млн. грн. По оценочным данным, по всей Украине недоимка только акциза составит около 2 млрд. грн.
Нефтетрейдеры заявили, что розничный акциз является коррупционным налогом. Торгуя исключительно за наличные и мимо кассовых аппаратов, нелегальные АЗС генерируют миллиардные объемы коррупционных средств, которые идут на подкуп чиновников различных ведомств за право заниматься незаконной деятельностью. По мнению участников пресс-конференции, добросовестные операторы рынка оказались в дискриминационных условиях, так как вынуждены уплачивать розничный акциз и терять продажи в неравной конкурентной борьбе с нелегалами.
Операторы напомнили, что весной 2016 г. они выступили с инициативой упразднить в Налоговом кодексе розничный акциз, но пропорционально повысить базовый акциз, который взимается при импорте и производстве нефтепродуктов. Чтобы сохранить принцип децентрализации и объемы средств местных бюджетов, было предложено предусмотреть в Бюджетном кодексе механизм распределения акциза по местным бюджетам на основе данных ГФС с кассовых аппаратов об объеме проданного топлива на каждой АЗС (данная база данных ведется Государственной фискальной службой).
В рамках специально созданной рабочей группы под председательством заместителя министра финансов Е. Капинуса были наработаны предложения по внедрению данной инициативы, которую на сегодня поддерживают Государственная фискальная служба, комитет Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, Антимонопольный комитет Украины, Киевская государственная городская администрация, объединения нефте- и газотрейдеров.
По расчетам участников рынка, в результате предлагаемой реформы Государственный бюджет Украины сможет получить 5,3 млрд. грн. дополнительных поступлений от акцизного налога. При этом за счет усовершенствования администрирования местные бюджеты получат прирост поступлений акцизного налога в 1,9 млрд. грн., а Госбюджет получит 1,2 млрд. грн. дополнительных поступлений с НДС. Суммарный эффект для местных и центрального бюджетов составит 8,4 млрд. грн.
“Несмотря на исключительно положительный и многогранный эффект предложенной реформы, Кабинет министров в лице Министерства финансов не предпринимает никаких действий по ее имплементации, не высказывает конструктивных замечаний и не предлагает альтернативных шагов для исправления ситуации. Дальнейший саботаж приведет к росту потерь бюджетов всех уровней и дальнейшему росту “теневого” сегменты рынка моторных топлив. Участники рынка призывают ответственных чиновников Кабинета министров и Министерства финансов к возобновлению конструктивного диалога для перехода на европейскую систему налогообложения нефтепродуктов и ликвидации деструктивного и “коррупционного” розничного акциза”, – говорится в заявление операторов рынка. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)