В Украине дорожает автомобильное топливо. В конце декабря некоторые сети АЗС подняли его стоимость на 50 коп./л, в начале 2017 г. – еще примерно на столько же. Отдельные операторы “пропустили” декабрьскую корректировку ценников, зато в январе повысили расценки сразу на 1 грн./л.
Как рассказали в “Консалтинговой группе А-95”, средняя стоимость бензина А-95 в Украине равна 23,87 грн./л, дизеля – 21,43 грн./л, сжиженного газа – 12,23 грн./л. Если в конце 2016 г. стоимость топлива увеличивалась под влиянием значительного роста мировых цен на нефть и девальвации гривны, то в январе на ценах отразились изменения в налоговом законодательстве. С 1 января был упразднен ранее действовавший розничный акциз на продажу топлива, но вместе с тем на соответствующую величину подняли ставки базового акциза, который взимается при растаможивании импортных нефтепродуктов или производстве их внутри страны.
“Под влиянием этих изменений сейчас существенно выросли оптовые цены на нефтепродукты. При этом с розничного акциза операторы ранее НДС не платили, теперь же этот налог взимается со всей ставки объединенного акциза”, – рассказал директор по маркетингу сети АЗК “ОККО” Васыль Дмытрив.
Первой причиной подорожания топлива эксперты назвали изменение европейских котировок: за месяц они выросли на $33/т по бензину и на $29/т по дизтопливу. Но это – второстепенный фактор. “Главный – это падение наличной гривны с 25,6 до 28,10 грн./$. Эти факторы в совокупности создали предпосылки для подорожания, например, бензина на 1,4 грн./л. Нынешняя цена хоть и превышает покупательскую способность украинцев, но все же до сих пор ниже экономически обоснованной”, – отметил эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.
Еще одной причиной подорожания стало повышение оптовых цен на топливо. После рождественских праздников железнодорожные партии нефтепродуктов повысились на 150-500 грн./т. Так, оптовые партии дизеля подорожали до 23,1 тыс. грн./т, а белорусский А-95 предлагается по 28,6 тыс. грн./т.
“Повышение оптовой цены произошло еще в декабре – она выросла на 2-2,5 грн./л, а в январе прибавила еще в среднем 0,5-0,8 грн./л. Кроме того, в декабре выросли котировки топлива на мировом рынке на $50-60/т и подорожала валюта в среднем на 1,5 грн./$”, – отметила гендиректор компании “Параллель” Елена Хилиенко.
Розничный рынок также показал рост, однако не такой стремительный, как оптовый. “В конце декабря в нашей сети цена на бензин выросла в среднем на 0,95 грн./л, на дизельное топливо – на 0,79 грн./л. В январе цены не менялись”, – добавила Елена Хилиенко.
Как рассказал глава ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Дмитрий Кулик, подорожание топлива на заправках только началось, но в ближайших 2-4 недель розница адекватно отреагирует на рост цен в опте. Ценники толкает вверх и легализация части рынка вследствие переноса розничного акциза в базовый. На это отреагировали и оптовые операторы. “Перенос розничного акциза в базовый – позитивный шаг. Изменения в системе администрирования этого налога должны сильно усложнить жизнь любителям “оптимизации” налогообложения. Но все еще остаются “наливайки” без кассовых аппаратов и фальсификат. В этом плане пока никаких улучшений не наблюдается”, – подчеркнул Леонид Косянчук.
На скачке цен сказывается и повышение акцизов с 1 января 2017 г.: на бензин – до EUR213,5/1000 л против EUR171 в 2016 г., на дизельное топливо – с EUR97-125/1000 л (в зависимости от стандарта) до EUR139,5. “Из-за этого активней всего дорожает дизель. Меньше всего – сжиженный газ, так как розничный акциз на него был перенесен не полностью и фактически произошло снижение с EUR73 до EUR52/1000 л”, – отметил Дмитрий Кулик.
Поднятие оптовых цен и мировых котировок украинские заправщики спрогнозировали еще в конце 2016 г. и смогли к нему подготовиться. Так, в декабре одними из основных покупателей валюты на межбанковском валютном рынке были нефтетрейдеры – они пытались заполнить хранилища горючим по старым ценам по максимуму. Такой шаг поможет несколько сгладить обширный список негативных факторов, влияющих на рынок, и не так резко поднимать ценники на стелах АЗС. Но такой “маневр” был доступен только сетям, владеющим собственными мощностями по хранению и оборотным капиталом, что есть далеко не у всех. “Насколько по времени этот запас будет сдерживать цены – зависит от величины складов, но в среднем это 2-2,5 недели”, – пояснил Леонид Косянчук.
Как отметила Елена Хилиенко, если в будущем кардинально не повысятся топливные котировки и курс валюты, есть шансы зафиксировать на какое-то время нынешний уровень цен на бензин и дизельное топливо. А по газу, вероятнее всего, будет снижение цены, но тенденции зависят от наполнения рынка и объективных экономических факторов.
Также, по мнению Дмитрия Кулика, в дальнейшем рост цен может сдерживать фактор конкуренции при сниженном спросе. (ubr.ua/Химия Украины и мира)