Цены на бензин продолжили расти после новогодних праздников. Такая динамика необычна для начала года, поскольку зимой нефтекомпании снижают оптовые цены из-за стагнирующего спроса. Но в 2017 г. ситуация усугубляется как увеличением привлекательности экспорта топлива из-за снижения экспортных пошлин, так и масштабными ремонтами на Московском НПЗ, при этом нефтекомпании уже не смогут, как в 2016 г., не перекладывать рост акцизов в цены на АЗС.
Биржевой рынок бензина, открывшись после новогодних праздников, уверенно движется к максимальным значениям за всю историю торгов: по данным СПбМТСБ, АИ-92 за месяц подорожал на 8% до 40,62 тыс. руб./т, АИ-95 – примерно на 5% до 41,62 тыс. руб./т. Рост цен, начавшийся в конце 2016 г., когда участники рынка начали массово скупать объемы топлива в ожидании январского снижения экспортной пошлины, продолжился и после праздников.
Так, по данным “Аналитики товарных рынков”, на прошлой неделе “Роснефть” активно распродавала бензин Рязанского НПЗ, к концу недели из-за отсутствия крупных объемов его стоимость значительно выросла. При этом биржевые цены на зимнее дизтопливо вышли на абсолютные исторические максимумы (около 40 тыс. руб./т) и превышают уровень экспортной альтернативы.
Нехарактерный для января рост цен на топливо вместо традиционного снижения подкрепляется и другими факторами. В частности, в первые дни января “Газпром нефть” начала плановый ремонт Московского НПЗ, а, по словам собеседников в отрасли, в феврале-марте вовсе не будет производить бензин. По данным “Аналитики товарных рынков”, из-за ремонта среднесуточное производство автобензина в целом по компании (без учета Ярославского НПЗ “Славнефти”) в первую декаду января составило 16,2 тыс. т/сутки, что на 21,5% ниже декабрьского уровня.
Кроме того, рынок в начале весны может испытать нехватку топлива из-за параллельного ремонта Ярославского НПЗ, который собственники завода “Роснефть” и “Газпром нефть” отказались переносить с марта на апрель.
Несмотря на заверения ФАС, что рост цен на топливо в 2017 г. не превысит инфляцию, большинство собеседников настроено пессимистично. Один из источников ожидает резкого роста цен в течение года в рознице, но в период, когда и биржевые цены будут максимальными, чтобы “нефтяники смогли предъявить регуляторам аргументы для повышения цен и избежать претензий”. По данным Московской топливной ассоциации, АИ-92 за неделю подорожал на 14 коп. до 35,76 руб./л, АИ-95 – на 16 коп. до 38,78 руб./л.
По оценкам Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, нефтекомпании будут вынуждены повышать цены, поскольку текущее соотношение оптовых и розничных цен не оставляет владельцам независимых АЗС приемлемой маржи. Нефтекомпании не смогли полностью учесть прошлогодний рост акцизов в цене топлива, добавляет эксперт. “Нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие ВИНКам, являются в их структуре технологическим, а не коммерческим звеном. Только этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что заводы еще не прекратили работу”, – отмечают аналитики компании “Алгоритм. Топливный интегратор”. (Коммерсант/Химия Украины и мира)