Зачем украинские олигархи и бизнесмены вкладывались в локальные энергопоставляющие компании? Чаще всего – для оптимизации своих расходов и воровства.
С 2017 г. Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) ввела дифференцированный тариф для потребителей электроэнергии. Теперь тарифы для потребителей первой группы (организации, ведущие хозяйственную деятельность) разные в зависимости от поставщика – дистрибуторской компании.
Исторически так сложилось, что основные поставщики работают в рамках административных границ областей: в каждой области электроэнергию продает свое облэнерго.
Кроме природных монополистов, поставляющих электроэнергию в границах областей, в Украине есть около десяти отдельных энергопоставляющих компаний.
Как формируется тариф. Все потребители в Украине разделены на две группы. В первую группу входят субъекты хозяйственной деятельности: промышленные предприятия, коммунальные и бюджетные организации, бизнес. Во вторую группу – население.
Тарифы для населения устанавливаются согласно плану, утвержденному комиссией еще в 2015 г. Эти тарифы одинаковы на всей территории страны. Они зависят от объемов потребления. Чем больше потребление – тем выше тариф. Согласно действующему плану, с 1 марта 2017 г. произойдет последнее их повышение.
Промышленные потребители (первая группа) делятся на два класса напряжения. Это разделение зафиксировано постановлением НКРЭ №1052 от августа 1998 г. К 1 классу относятся потребители, которые запитаны на линии напряжением выше 27,5 кВ (киловольт), ко 2 классу – напряжением менее 27,5 кВ. Украинские электрические сети в большинстве своем построены с расчетом понижения напряжения 110 (150) кВ – 35 кВ – 10 кВ – 6 кВ. Таким образом, поставка электроэнергии для потребителей 1 класса происходит без задействования части понижающих трансформаторов – 10 кВ и 6 кВ. Значит, потери в сети гораздо ниже. Соответственно – потребители 1 класса имеют более низкий тариф. Тариф для промышленных потребителей формируется по формуле, которая зависит от средней закупочной цены электроэнергии, потерь в сети, тарифов на поставку электроэнергии магистральными сетями (госпредприятие “Укрэнерго”) и локальными сетями (облэнерго).
Согласно сообщению НКРЭКУ, тарифы на передачу для каждой энергопоставляющей компании всегда отличались и зависели от множества факторов. “Среди этих факторов структура и состояние электросетей, потери электроэнергии в сетях, структура и объемы потребления электроэнергии, площадь территории, которая обслуживается и другие”, – сообщили в НКРЭКУ.
Новые условия – каждому свое. До 2017 г. тарифы для локальных сетей распределялись решениями Нацкомиссии с учетом инвестиционных программ облэнерго. Инвестиционная программа – план дистрибутора, в котором он указывает необходимые расходы. Этот план утверждается регулятором, который проверяет адекватность заявленных трат. Такая система называется Cost+ (затраты плюс установленная прибыль). Все энергопоставляющие компании злоупотребляют этой системой – раздувают свои траты, закупая товары у связанных компаний по завышенным ценам.
Уже больше года глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк пытается перевести облэнерго на стимулирующее регулирование – так называемый RAB-тариф (Regulatory Asset Base – регулированная база инвестиционного капитала). В этом случае тариф для облэнерго зависит от размера инвестиций в компанию и перекладывается на потребителя, привязанного к конкретному поставщику. Комиссия планировала ввести RAB-тариф с 1 января 2016 г., потом с сентября, потом с октября, потом с начала 2017 г. В конце 2016 г. аудиторские компании Deloitte и Ernst & Young провели “оценку возобновления активов” 10 облэнерго. Их регулятор планировал включить в первую волну компаний с RAB-тарифом. Но из-за скандалов и отсутствия одобрения от президента ввести RAB Вовку так и не удалось. Зато с января 2017 г., согласно решению НКРЭКУ, каждый потребитель оплачивает тариф своего поставщика.
До этого тарифы были одинаковыми на всей территории Украины. Значит, каждый потребитель оплачивал средний тариф, из которого конкретная энергопоставляющая компания получала свою долю. После дифференциации тарифов, БизнесЦензор решил изучить поставщиков, которые не привязаны к областям. Для чего они создавали свои компании вне облэнерго?
Государственные монстры. Всего поставщиков электроэнергии, не привязанных к областям, около десятка. Точное количество сложно назвать, потому что некоторые уже не работают, хоть и имеют лицензию НКРЭКП. Например, госпредприятие Минобороны “102 предприятие электрических сетей” до аннексии Крыма поставляло электроэнергию для военных объектов в Севастополе. Крупнейшая энергопоставляющая госкомпания – ПАО “Укрзализныця”. Ее основной вид деятельности в этой сфере очевиден – поставка энергии на электрофицированные участки железной дороги. Большие объемы электроэнергии поставляет госпредприятие “Региональные электрические сети” (РЭС). Компания была создана в 2003 г. на базе подразделения ПО “Донецкуголь” и до 2009 г. называлась “Укрэнергоуголь”. Название говорит само за себя – предприятие занимается поставкой электроэнергии на государственные шахты и моногорода при них. Все годы своего существования оно накапливало долги.
С 2013 г. РЭС находится в процедуре банкротства по иску госпредприятия “Энергорынок”, которому на тот момент задолжало около 300 млн. грн.
Примечательно, что на всю Украину работает лишь один коммунальный поставщик электроэнергии. Это КП “Городские электрические сети”, которое обеспечивает электроэнергией город Вараш (бывший Кузнецовск) в Ровенской области.
Собственные провода предприятий Ахметова. Самые крупные частные энергопоставляющие компании, не привязанные к административным границам областей, сконцентрированы в руках Рината Ахметова. Один из поставщиков ДТЭК – предприятие электрических сетей “Энергоуголь”. Эта компания – близнец госпредприятия РЭС. Большей частью она снабжает электроэнергией угледобывающие предприятия холдинга ДТЭК и шахтные поселки в Донецкой области. Как и РЭС, компания отпочковалась от ПО “Донецкуголь” в 1989 г. Как она оказалась в собственности ДТЭК? В холдинге на этот вопрос не ответили, хотя расписали историю изменений ее юридической формы правления.
В 2006 г. сообщалось, что ДТЭК выкупил 30%-ный пакет акций ПЭС “Энергоуголь” у руководителя компании Александра Криволапова. На тот момент еще около 60% акций ПЭС “Энергоуголь” принадлежали компании АРС. До 2006 г. ею владел донецкий бизнесмен Игорь Гуменюк.
В 2006 г. АРС выкупил Ринат Ахметов, влив ее активы в свой холдинг. Таким образом, почти весь пакет акций ПЭС “Энергоуголь” оказался в руках ДТЭК.
Одна из крупнейших поставляющих компаний Ахметова – “ДТЭК Высоковольтные сети” (ДТЭК ВС). Компания создана в 2000 г. До декабря 2013 г. она называлась “Сервис-Инвест”. “Сервис-Инвест” основали немецкая компания Anseko Holding и украинское ООО “Агрекс”. Самые крупные доли в уставном капитале “Агрекс” на тот момент принадлежали Сергею Клюеву и Жанне Клюевой – супруге Андрея Клюева, бывшего главы администрации президента Виктора Януковича. В июне 2015 г. Верховная Рада сняла неприкосновенность с народного депутата Сергея Клюева и дала разрешение на его арест, после чего он бежал в Россию. Его брат Андрей сбежал в РФ еще в феврале 2014 г.
“Сервис-Инвест” входила в корпорацию “Укрподшипник” братьев Клюевых до 2006 г. В июне 2006 г. ДТЭК купил у Клюевых часть активов – угледобывающее предприятие “Шахта Комсомолец Донбасса” и “Сервис-Инвест”.
Основная функция ДТЭК ВС – снабжение электроэнергией крупных промышленных предприятий Донецкой и Днепропетровской областей. Другими словами – предприятий, входящих в структуру СКМ Рината Ахметова.
Согласно информации ДТЭК, которая была удалена с сайта холдинга после его редизайна в январе 2017 г., среди клиентов ДТЭК ВС доля предприятий Ахметова достигает 80%. Например, на эту компанию запитаны меткомбинат “Азвосталь”, Северный и Центральный ГОКи. По данным компании, с 2005 г. по 2016 г. ДТЭК инвестировал в ПЭС “Энергоуголь” 215 млн. грн., в ДТЭК ВС – 950 млн. грн.
Для чего холдинг Ахметова купил эти дистрибуторские компании? “Основная цель – построение энергетического бизнеса по принципу вертикальной интеграции. Это позволяет избежать зависимости от смежных компаний и уменьшить производственные затраты”, – отвечают в пресс-службе ДТЭК. В полной мере эта стратегия оправдала себя только сейчас, когда с 1 января потребитель оплачивает тариф лишь своей энергопоставляющей компании, а не средний по стране.
Например, тариф на передачу энергии локальными сетями ДТЭК ВС для промышленных потребителей 1 класса составляет 11,4 грн. за МВт-ч, в то время как средний по системе – около 38 грн. за МВт-ч. Другими словами, Ахметов освободил свои предприятия от лишних затрат на электроэнергию.
Льготная энергия братьев Дубневичей. Сейчас львовские бизнесмены Богдан и Ярослав Дубневичи – народные депутаты от президентской фракции БПП. До этого братья были известны как крупные поставщики рельсовых креплений для железной дороги. В 2005 г. Дубневичи “отщипнули” от “Львовоблэнерго” энергетическую инфраструктуру в двух городах Львовской области – в Новояворовске и Новом Разделе. В основанные ими энергокомпании “Энергия – Новояворовск” и “Энергия – Новый Раздел” вошли локальные электросети и две местные теплоэлектроцентрали (ТЭЦ): соответственно Новораздельская и Новояворовская.
Для чего Дубневичи вошли в этот бизнес? Весной 2016 г. НКРЭКУ провела проверку компании “Энергия – Новый Раздел”. Как указано в акте проверки от 6 июня 2016 г., в 2014-2015 гг. компания манипулировала с использованием газа на своей ТЭЦ. Дело в том, что до мая 2016 г. газ для отопления бытовых потребителей (населения) стоил гораздо меньше рыночной цены. За газ для производства тепла ТЭЦ платили в 3-6 раз меньше, чем за газ для производства электроэнергии, который покупался по рыночной цене.
В 2014 г. НАК “Нафтогаз Украины” продавал газ Теплокоммунэнерго (ТКЭ) для производства тепла по 1309,2 грн./1000 куб. м. Средняя рыночная цена в этом же году достигла 7660 грн./1000 куб. м газа. Со II квартала 2015 г. цена газа для ТКЭ была повышена до 2994,3 грн./1000 куб. м, в то время как цена для промышленных потребителей достигала 9600 грн./1000 куб. м. Как доказали аудиторы НКРЭКУ, компания Дубневичей приписывала объем выработанного тепла для населения, чтобы платить за газ льготную цену. В соответствии с актом проверки Новораздельская ТЭС в 2014-2015 гг. ежегодно недоплачивала за 50 млн. куб. м газа. По документам этот объем использовался для поставки отопления населению, а на самом деле сжигался для производства электроэнергии.
Точно также поступала компания “Энергия – Новояворовск” в 2013-2015 гг. Соответствующая схема расписана в определении Шевченковского райсуда Киева, который в октябре 2016 г. рассматривал ходатайство следователя СБУ о продлении срока ревизии финансовой деятельности НАК “Нафтогаз Украины”. Из материалов следует, что Новояворовская ТЭЦ использовала не по назначению 75,8 млн. куб. м льготного газа.
НКРЭКУ выявила 550 млн. грн. убытков, которые нанесли компании Дубневичей “Нафтогазу Украины” в 2014-2015 гг. Таким образом, о том, зачем братья Дубневичи вывели мелкие дистрибуторските компании из местного облэнерго, можно прочитать в актах проверки их компаний и судебных решениях.
Энергетическая вертикаль Григоришина. В 2002 г. на базе локальных сетей “Днепрооблэнерго” было создано “Предприятие по эксплуатации электрических сетей “Днепрооблэнерго-Сервис”. Поначалу его основателями выступили сами потребители, такие как Криворожский цементно-горный комбинат, “Днепрополимермаш”, Новомосковская мебельная фабрика, жилищно-коммунальные предприятия поселка Днепровское, города Вольногорска и другие. Всего 13 предприятий. В 2003 г. предприятие было переименовано в ПЭЭС “Центральная энергетическая компания” (ПЭЭС ЦЭК). А с 2007 г. среди владельцев акций дистрибутора появилась КУА “Сварог Эссет Менеджмент”, связанная с Константином Григоришиным. Само “Днепрооблэнерго” в 2012 г. купил Ахметов, влив его в ДТЭК.
Сегодня 73% акций ПЭЭС ЦЭК принадлежит ООО “Энергетические проекты”. Григоришин владеет этой фирмой через кипрскую компанию Energy Standard Fund Management, входящей в его группу “Энергетический стандарт”. Еще 14,5% акций ПЭЭС ЦЭК принадлежит жилищному коммунальному предприятию Павлоградского горсовета.
Цели Григоришина очевидны. Во-первых, ему принадлежат доли во многих энергопоставляющих компаниях Украины. Бизнесмен давно добивается введения стимулирующего тарифа для облэнерго, чтобы увеличить свой доход. Примечательно, что ПЭЭС ЦЭК попала в первую волну компаний, которые НКРЭКУ готовит к RAB. Во-вторых, Григоришин владеет “Запорожским трансформаторным заводом” (ЗТР) – монопольным производителем трансформаторного оборудования в Украине. Главные потребители этого оборудования – энергопоставляющие компании.
Хитрый атом. Еще один интересный поставщик электроэнергии – дочернее предприятие электрических сетей ЧАО “Атомсервис”. Компания работает в городе Южноукраинске Николаевской области. Это моногород при Южноукраинской АЭС (ЮУАЭС), которая входит в структуру государственного “Энергоатома”. ДПЭС ЧАО “Атомсервис” было основано в 1995 г. Евгением Релиным, который в начале 90-х работал заместителем начальника ЮУАЭС. Релин и сейчас руководит ЧАО “Атомсервис”. 43,6% акций компании принадлежит непосредственно ему, еще 11% – его дочери Ирине, которая живет в Днепре.
Как сообщили в пресс-службе НАЭК “Энергоатом”, госкомпания не имеет никакого отношения к созданию ДПЭС ЧАО “Атомсервис”. Сам “Энергоатом” был создан на год позже, чем поставщик электроэнергии в Южноукраинске.
ДПЭС ЧАО “Атомсервис” занимается обеспечением электроэнергии всех потребителей в Южноукраинске, а также выполняет подряды по замене и ремонту трансформаторного оборудования за средства ЮУАЭС.
Одесская афера. В 2007 г. была создана поставляющая компания “Затоцкие электрические сети”, которая обеспечивает энергией прибрежный город Затока в Одесской области. Дистрибутор записан на строительную компанию ЧП “Фирма Ассоль”, которая принадлежит одесситу Борису Херсонскому. В 2013 г. информагентство Одесса-Медиа обвиняло застройщика в невыполнении своих обязательств перед инвесторами. (Бизнес Цензор/Химия Украины и мира)