Российских газовиков, которые экспортируют голубое топливо “трубами”, иностранные конкуренты пугают СПГ-угрозой. Торговля сжиженным природным газом рекламируется ими как более гибкая и безопасная, хоть и несколько более дорогая. В частности, США с помощью своего СПГ уже который год планируют добиться энергонезависимости Европы от Москвы.
В Европе, похоже, в эти планы верят не все. Из свежего отчета Оксфордского института энергетических исследований следует, что Россия к 2035 г. превратится из локального игрока в одного из глобальных лидеров торговли СПГ.
В то время, как “Газпром” старается развивать проверенные десятилетиями трубопроводные поставки и искать для них новые рынки сбыта, его основные конкуренты на российском рынке все больше задумываются о работе со сжиженным природным газом. Речь идет о “НОВАТЭКе” и “Роснефти”.
Торговля СПГ на сегодняшний день практически монополизирована “Газпромом”. Но уже в этом году на рынок должен выйти “Ямал СПГ” – проект “НОВАТЭКа” первоначальной мощностью 16,5 млрд. т/год. В будущем мощность завода может быть расширена, а у компании Леонида Михельсона появится еще один “сжиженный” проект – “Арктик СПГ”. Для сравнения: единственный на данный момент российский СПГ-завод “Сахалин-2”, принадлежащий “Газпрому”, отгружает на треть меньше – чуть более 10 млрд. т/год. Впрочем, у проекта есть серьезные планы на расширение, а сама монополия запланировала построить еще как минимум один завод. Речь идет о “Балтик СПГ” на балтийском побережье.
Планы строит и “Роснефть”. Компания Игоря Сечина запланировала до 2024 г. построить два завода мощностью по 5-10 млн. т – “Печора СПГ” и “Дальневосточный СПГ”.
Утверждать, что все проекты будут осуществлены, никто пока не может – не позволяет большая долговая нагрузка и западные санкции на поставку необходимого компаниям оборудования.
«Если же осуществить их получится, то Россия из игрока регионального уровня превратится в одного из крупнейших в мире СПГ-производителей, способного состязаться с такими странами, как США, Австралия и Катар», – говорится в докладе Оксфордского института энергетических исследований. Сейчас годовое производство сжиженного газа в России едва ли превышает 10 млн. т/год, но к 2035 г. оно с учетом всех вышеперечисленных проектов вырастет до примерно 118 млн. т. Опережающие сейчас Россию по объемам производства Алжир (12 млн. т), Нигерия (20 млн. т) и Малайзия (25 млн. т) нарастят свое производство меньше – в среднем в 1,5-2 раза к 2030 г., прогнозирует Международный газовый союз.
С другой стороны, сравнительные с Россией темпы будут демонстрировать США и Австралия – первые к 2035 г. увеличат предложение до 150 млн. т, а Австралия – до 170 млн. т. Сейчас эти страны производят около 30 млн. т СПГ каждая. Кроме них конкурировать с Россией по объемам, вероятно, будет Катар, также наращивающий производство.
«Если Россия сможет выполнить заявленные объемы, СПГ-поставки в страны Европы и Азии по объему практически сравняются с нынешними трубопроводными поставками “Газпрома” в страны ЕС», – замечает директор по мировой энергетике и природным ресурсам Eurasia Group Майкл Баррон. Скорее всего, поставки будут осуществляться в регионы, куда не дотягиваются трубы “Газпрома”, к примеру в уже покупающие российский жидкий газ Японию, Китай, а также Индию и страны Восточной Европы, широко развивающей СПГ-терминалы, считает он. В этих регионах конкуренция с американским газом сейчас практически исключена, считают аналитики из Оксфорда. Во-первых, об этом говорят нынешние внутренние цены на газ: в то время, как оптовая стоимость газа в России не превышает $1,8 за 27 куб. м, в США тот же объем стоит в среднем $2,6, приводят данные аналитики. «Важна также конкурентоспособность российского газа, особенно после девальвации рубля, ведь добывать его стало еще дешевле», – добавляет Баррон.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков более скептичен в оценке прогноза, подготовленного аналитиками из Оксфордского института. По его мнению, они нарисовали чересчур оптимистичную картину.
«Если сложить все проекты в этой области, которые заявляются, и при условии, что все они будут реализованы, то к этой цифре в 120 млн. т/год можно подойти. Но проблема в том, что на Дальнем Востоке все три проекта столкнулись с нехваткой ресурсной базы. Даже на одну очередь 5 млн. т газа не хватает, например, у “Газпрома”. Он не может разработать Южно-Киринское месторождение, потому что против него ввели санкции, не говоря уже о том, что сам “Газпром” признал, что отложил реализацию “Владивосток СПГ”, – сказал Игорь Юшков. (nangs.org/Химия Украины и мира)