Чек на 1,3 млрд. грн. Антимонопольный комитет Украины выписал группе самых активных участников нефтяного рынка, которых недавно уличил в сговоре. Есть только одна проблема: список “штрафников” состоит из структур группы “Приват”, за плечами которой богатый опыт списания своих долгов.
Этот случай у Игоря Коломойсокго тоже не упустят. Правда, банальными недополученными финансами государство может не отделаться: штраф АМКУ – идеальный повод поднять вопрос о платежеспособности полугосударственной “Укртатанафты”, в главном активе которой Кременчугский НПЗ.
Под санкциями Антимонопольного комитета оказалась группа “приватовских” компаний ООО “ТД “Прикарпатьенефтетрейд”, ООО “Котлас”, ООО “Галнафта”, ООО “Гарант-УТН”, ПАО “НПК Галичина” и ПАО “Укртатнафта”. “По итогам расследования комитет своим решением признал, что ответчики осуществили нарушения в виде антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов аукционов по продаже нефти сырой и газоконденсата, проводившихся в течение марта-июля 2015 г. на “Украинской межбанковской валютной бирже”, – говорится в сообщении комитета. На оплату 1,37 млрд. грн. штрафа, выписанного этим компаниям вскладчину, АМКУ отвел два месяца, но уложиться в отведенный срок у них не выйдет. У каждого – по своим причинам.
Например, ждать траншей в бюджет от “Галнафты” бессмысленно потому что месяц назад Хозяйственный суд Харьковской области начал процедуру банкротства этого предприятия. А рассчитывать на оплату штрафа от “Гарант-УТН” не стоит, потому что еще несколько месяцев назад для этого предприятия было аннулировано свидетельство плательщика НДС. Это прямая дорога к остановке хозяйственной деятельности “Гарант-УТН”, поскольку от работы с ним начнут отказываться все контрагенты – им невыгоден бизнес с неплательщиком НДС. Остальные компании-“штрафники” тоже заядлые неплательщики: у “Котлас” и “ТД Прикарпатьенефтетрейд” на двоих 4,9 млрд. грн. долгов перед ПАО “Укрнафта”, от которой они получили нефть, став победителями на торгах УМВБ, но так и не рассчитались за нее с ресурсовладельцем, ограничившись подписанием с ним соглашений об отсрочке платы, которые до сих пор не выполнены.
В общем, этого бэкграунда достаточно, чтоб назвать шансы на оплату штрафов нулевыми. Но это еще оптимистичный сценарий. По факту вполне может оказаться так, что санкции Антимонопольного комитета станут катализатором прямых потерь государства. Во-первых, об этом говорит опыт прошлых лет: в 2003 г. АМКУ оштрафовал “приватовских” нефтетрейдеров “Сентоза Ойл” и “Авиас” на 98,7 млн. грн. за ценовой сговор, после чего те продали свои заправки полугосударственной “Укрнафте” выше их рыночной стоимости, а после этого ликвидировались, ничего не заплатив государству. Во-вторых, среди компаний, которые попали под теперешние санкции АМКУ, есть минимум одно предприятие, на котором Игорю Коломойскому есть смысл повторить опыт прошлых лет. Это ПАО “Укртатнафта”, которому принадлежит целостный имущественный комплекс Кременчугского НПЗ. Сейчас, когда Антимонопольный комитет одним движением руки увеличил кредиторку ПАО сразу на 200 млн. грн., у команды Коломойского есть идеальная причина поднять вопрос о неплатежеспособности этого предприятия, запустив процедуру его банкротства.
При удачном раскладе этот процесс может затянуться на несколько лет, как это уже было, – последняя процедура банкротства “Укртатнафты” длилась с 2009 г. по 2013 г., в течение которых у предприятия, по сути, были кредиторские каникулы. Но если у Игоря Коломойского появятся другие планы на развитие своего нефтяного бизнеса, он вправе поднять вопрос о выводе имущества НПЗ из ПАО, тем самым избавившись от навязчивого государственного партнера с миноритарными 43% акций в этом предприятии. (uaprom.info/Химия Украины и мира)