В декабре 2016 г. Минэкономразвития официально признало, что применение антидемпинговых мероприятий в отношении импорта в Украину азотных удобрений происхождением из РФ “отвечает национальным интересам”, но уже в феврале 2017 г. комиссия при министерстве посчитала, что “национальные интересы нуждаются в остановке действия антидемпинговых мероприятий”.
Судя по всему, многострадальное решение от 27.12.2016 г. Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) при Минэкономразвития, которое должно было положить конец российской экспансии на украинский рынок азотных удобрений, может не вступит в силу никогда или с течением определенного времени потеряет актуальность. Ведь национальные интересы государства Украина предполагают немедленную остановку демпинга, пока не случились необратимые процессы на рынке, тесно связанным с локомотивом сегодняшней экономики Украины – сельским хозяйством. Но происходящее свидетельствует об обратном – решение вопроса затягивается на годы. И в этом случае нужно говорить о национальных интересах, но уже демпингующего государства. Поэтому МКМТ, принимая свое февральское решение с учетом национальных интересов, для ясности лучше было бы уточнить, национальные интересы какого именного государства имелись в виду.
Год – за полтора. Чтобы не быть голословным, немного хронологии. 30 апреля 2015 г. Минэкономразвития по жалобе трех отечественных производителей азотных удобрений (АУ) возбудило антидемпинговую процедуру в отношении импорта в Украину АУ происхождением из РФ – карбамида и карбамидно-аммиачной смеси (КАС). 23 июня 2015 г. Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение “О возбуждении и проведении антидемпингового расследования”, №АД-331/2015/4442-06. Через год, 9 июня 2016 г., МКМТ приняла решение о продлении срока проведения расследования до 15 месяцев (в практике ВТО рассмотрение антидемпинговых дел длится не более года). Но и этого оказалось мало. 22 сентября 2016 г. комиссия принимает решение еще раз продолжить расследование до 18 месяцев.
Следует отметить, что за обозначенное время прошли четыре посевные кампании, сопровождаемые ускоренным захватом украинского рынка российским демпингом и, соответственно, очень серьезными потерями. Причем все более усугубляющаяся тенденция не была секретом для людей, так “оперативно” проводивших антидемпинговое расследование и принимающих решение: “Исследование последних тенденций импорта свидетельствует, что уже в 2015 г. объемы российского экспорта выросли на 45,8%, а в первом полугодии 2016 г. – на 40,5%. Если тенденции роста объема демпингового импорта сохранятся, то можно ожидать, что потенциальный объем поставок за 2016 г. может составить около 470 тыс. т, что на 83% больше объема 2012 г.”. Это цитата из антидемпингового отчета Минэкономразвития.
А вот еще: “Из-за ценовой борьбы с демпинговым импортом из РФ национальный товаропроизводитель, чтобы удержать долю на внутреннем рынке Украины, был вынужден реализовывать товар ниже его себестоимости. Как следствие, на протяжении всего периода исследования наблюдается увеличение размера убытков, за 2012-2014 гг. – на 778,3%, в частности, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. – в четыре раза; в 2014 г. по сравнению с 2013 г. – в два раза. При увеличении доли демпингового импорта доля национального товаропроизводителя в потреблении уменьшилась на 12,8% в 2015 г. по сравнению с 2014 г. и на 3,7% в первом полугодии 2016 г. по сравнению с первым полугодием 2015 г.”.
Диагноз – зависимые. Не очень спешили расследовать, но хоть разобрались: “В случае неприменения антидемпинговых мер существует угроза банкротства отечественных товаропроизводителей и уничтожение всей отрасли по производству АУ в Украине, что приведет к полной зависимости украинских потребителей от импортной продукции с вероятностью повышения ее цены, что безусловно приведет к росту себестоимости конечного продукта производства потребителей товара”. Казалось бы, теперь защитят отечественного производителя АУ и не дадут аграриям окончательно подсесть на иглу дешевого импорта, на 80% производящегося из российского газа, возможно, того самого, который государство Украина так долго не закупает. Вот вам и российское ноу-хау по превращению избыточного и очень дешевого газа (по $70-80/1000 кубометров) в валюту путем продажи АУ Украине.
Действительно, МКМТ приняла официальное решение ввести антидемпинговые пошлины в отношении импорта АУ из России: НАК “Азот” – 18,78%; невинномысский “Азот” – 18,78%; “Куйбышевазот” – 4,19%; прочие производители – 31,84%. Но, во-первых, с размерами ставок, высчитывая их с аптечной точностью (до сотых долей процента), поскромничали. Во-вторых, почему-то срок вступления решения в силу комиссия отложила на 60 дней с момента его опубликования. В третьих, и это главное, в тот же день комиссия поспешила опубликовать заявление на сайте Минэкономразвития, сообщив, что “в ближайшее время в МКМТ будет направлено обращение Минагрополитики в отношении приостановки принятых мероприятий для рассмотрения до вступления решения в силу”.
То есть, несмотря на длительное расследование, подтвердившее в случае промедления неминуемую потерю предприятий целой отрасли (благодаря которой Украина еще в 2013 г. входила в десятку крупнейших мировых экспортеров АУ и получала 8% ВВП), мы будем сознательно продолжать поддержку демпинга только потому, что в результате бездеятельности (или неповоротливости) государства компании из РФ успели стать монополистами на отечественном рынке. И за это с ними призывает считаться Минагрополитики, признавая уже создавшуюся зависимость от поставок РФ удобрений. А позицию аграриев МКМТ обязуется учитывать при введении антидемпинговых мер.
После такого уже мало удивляет официальное решение МКМТ от 13 февраля 2017 г. (задолго до теоретического вступления в действие ее же решения от 27.12.2016 г.), в котором “национальные интересы нуждаются в остановке действия антидемпинговых мер в отношении импорта в Украину некоторых АУ происхождением из РФ”. Другими словами, 14 высокопоставленных государственных чиновников (с рангом уровня заместителя министра) комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер-министр Украины, министр Минэкономразвития и торговли Степан Кубив, документально признают, что Украине без российского демпинга АУ никак не обойтись. И за те минимум несколько лет, как им стало известно об этой проблеме, ничего не было сделано.
Вот и получается – чиновники декларируют привлечение в Украину инвестиций. Президент едет в Западную Украину на пуск иностранцами обычного конвейерного предприятия по производству жгутов для автомобилей. Но при этом игнорируется остановка последних химических гигантов, которые хотят конкурировать наравне хотя бы на внутреннем рынке, прекрасно понимая, что на внешних рынках их интересы Украина, в отличие от других стран, отстаивать не будет. Да, они частные и входят в группу Дмитрия Фирташа, но они же украинские. И это святая задача родного государства защитить их от недобросовестной конкуренции со стороны импорта. Больше некому. В конце концов, они, в отличие от демпингующих российских компаний, действиям которых в Украине, по сути, дан зеленый свет, не наполняют российский бюджет, подпитывающий гибридную войну с Украиной. Неужели и после этого нужны какие-то дополнительные аргументы?
Весенняя капитуляция. Результата ждали недолго. В марте 2017 г., впервые в истории украинской химической промышленности, в разгар подготовки к посевной окончательно остановились два крупнейших украинских предприятия по производству азота – в Ровно и Черкассах. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что он не понимает, почему предприятия группы Ostchem простаивают. А как им не простаивать, если в условиях усиливающегося давления российского демпинга антидемпинговые пошлины переносятся на июль, тут же синхронно начинаются действия “Укртрансгаза” по ограничению поставок газа на азоты. И это при том, что вступило в законную силу судебное решение и по нему открыто исполнительное производство, обязывающее “Укртрансгаз” восстановить в учете этих предприятий 346 млн. кубометров незаконно конфискованного газа. Вот это не только не понятное, но и весьма неприятное совпадение, в результате которого компании страны-агресора получили беспрецедентный доступ на украинский рынок, на котором у них, по сути, не осталось конкурентов. То есть де-факто полная рыночная капитуляция страны-экспортера на собственном рынке в период весенней посевной.
Есть еще один момент, требующий пояснения. Дело в том, чтобы пустить в работу предприятие по производству АУ и вывести его на технологическую мощность, требуется порядка $3 млн. (вот почему так страшны остановки). На практике предприятия получают часть средств за счет предоплат аграриев. Причем предоплаты эти короткие – около месяца, т. е. через месяц заказчик рассчитывает на поставку удобрений. Но много ли найдется таких заказчиков, если россияне занижают цены, а МКМТ сначала несколько раз продлевала антидемпинговое расследование, затем (уже в момент введения антидемпинговых пошлин) предупреждает, что срок их вступления в силу будет перенесен. Чем не сигналы для покупателя приобретать российское? Эти же сигналы стимулируют РФ без каких-либо рисков беспрецедентно наращивать импорт в Украину. В таких условиях рынок живет под диктовку россиян: сколько они сумеют завезти, столько и продадут. И лишь то, что им пока не под силу, попадает в распоряжение отечественного производителя.
Если ничего не менять, как это происходит сейчас, то перспектива, в общем-то, понятна. Украина сама себя лишит отрасли по производству удобрений и попадает в окончательную зависимость от импорта. После этого аграриям придется платить, сколько им скажут. Уже этой весной фиксировались неритмичные поставки и краткосрочное поднятие цен на импортные АУ до 100%. И это с оглядкой на отечественные азоты. А что будет, если их не станет?
Взять и отменить. Нарисованную перспективу, уже полным ходом реализующуюся пассивностью государственной машины, чиновники прекрасно осознают, но практически ничего не делают, затягивая время и одновременно петлю на шее химической отрасли. Так, если вернуться к заявлению МКМТ от 27.12.2016 г., то мы там увидим обещание, что “в ближайшее время правительство направит на рассмотрение депутатов законопроект о мерах по диверсификации поставок удобрений путем снижения ставок ввозной пошлины”. И пока этот законопроект не будет принят ВР, “предлагается отсрочить введение антидемпинговых мероприятий в отношении импорта удобрений из РФ”.
То есть смело можно сказать, что 1 июля 2017 г. – это не последняя дата отсрочки принятых антидемпинговых пошлин. А значит, ожидания премьера Гройсмана об осеннем 2017 г. пуске ровненского и черкасского азотов – под вопросом. Ведь потребовалось около четырех месяцев (за это время российские производители удобрений вывезли из Украины около сотни миллионов долларов) только на то, чтобы “в ближайшее время” в Раде появился тривиальный законопроект “О внесении изменений в Закон Украины “О таможенном тарифе Украины”, №6422, предлагающий буквально помножить на ноль даже ныне действующие льготные ставки (от 5% до 6,5%) импортных пошлин на АУ. Именно отсутствием каких-либо импортных пошлин рассчитывают вылечить отечественный рынок АУ от монополизма РФ, обеспечив тем самым “привлекательные условия импорта удобрений из Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Польши, Китая, Литвы, Болгарии”.
Очень напоминает приглашение на поминки по отечественной химической промышленности, условия для справедливой конкуренции которой никто создавать не собирается. Ведь чиновнику легче состряпать простенький законопроект, а все остальное за него пусть делает свободный рынок. Таким горе-рыночникам, превращающим Украину в зависимый сырьевой придаток, стоит срочно почитать бестселлер всемирно известного норвежского экономиста, профессора Эрика Райнерта “Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными”. Если, конечно, они искренне хотят строить современное богатое государство.
Коррупция в Кабмине? Дошло до того, что в искренности чиновников очень засомневались парламентарии. 14 апреля нардепы Олег Осуховский и Олег Петренко в депутатском запросе на имя руководителя НАБУ Артема Сытника потребовали от правоохранительных органов разобраться с фактами коррупции в Кабмине, приведшей к фактической отмене пошлин на ввоз минеральных удобрений из РФ. Зашевелились и в правительстве. Вопрос создания условий для пуска отечественных химпредприятий, а также ограничения влияния российских компаний на украинском рынке, стал предметом отдельного обсуждения на Национальном комитете по промышленному развитию, главой которого является премьер-министр Владимир Гройсман. А 20 апреля экспертный совет Национального комитета по промышленному развитию уведомил В. Гройсмана о том, что рабочая группа по вопросам поддержки и развития отечественного рынка минеральных удобрений досконально изучила вопрос как экономического эффекта, так и потерь от решений МКМТ о приостановке действия антидемпинговых мер в отношении импорта из России АУ и рекомендует Минэкономразвития инициировать рассмотрение МКМТ следующих вопросов:
- Восстановление с 1 мая 2017 г. действия антидемпинговых мероприятий в отношении импорта карбамида и КАС в соответствии с решением МКМТ от 27.12.2016 г.
- Пересчет до 15 мая 2017 г. в сторону увеличения до 40% антидемпинговой пошлины в отношении демпингового импорта карбамида и КАС для продукции происхождением из РФ.
Предлагается также обратиться в Кабмин с инициативой о внесении изменений в постановление КМУ №1147 от 30.12.2015 г. и таким образом дополнить азотсодержащие удобрения в перечень товаров происхождением из РФ, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Украины. Это – то самое постановление, которым Украина ответила на российское эмбарго-2016 на украинское продовольствие. В запретном перечне, например, присутствуют гербициды и инсектициды, используемые при выращивании сельхозпродукции. Странно, что туда в свое время не попали и АУ, которые могут в избытке производиться в нашей стране. Работа и рекомендации Нацкомитета по промышленному развитию, возглавляемого премьером, вызывают оптимизм. Но реальных результатов все еще нет. А значит, пока нет и гарантий, что осенняя посевная не пройдет по уже накатанному сценарию, но еще с более серьезными последствиями для экономической безопасности страны, включая продовольственную, о которой так активно “заботятся” аграрные лоббисты, на деле лоббируя интересы конкретных химических предприятий государства-агрессора. (Кандидат экономических наук, редактор отдела микроэкономики и бизнеса издания “Зеркало недели” Сергей Следзь, zn.ua/Химия Украины и мира)