В Украине, по данным различных источников, на рынке пестицидов присутствует от 25% до 30% фальшивых и контрафактных пестицидов, это каждый третий-четвертый литр ядохимикатов. Но данная проблема существует не только в Украине, но и в ЕС.
Недавние данные Европола о том, что в некоторых государствах-членах ЕС более 25% пестицидных продуктов могут быть поддельными, заставляют более внимательно рассмотреть широкий спектр рисков для законопослушной агрохимической отрасли. Поддельные продукты представляют угрозу для всех законных агрохимических предприятий, но в зону наибольшего риска попадают предприятия малого и среднего бизнеса, поскольку имеют меньшую базу продуктов и, как правило, не владеют хорошо зарекомендовавшими себя брэндами.
В Европе на защиту небольших компаний активно встала Европейская ассоциация по уходу за растениями (ECCA), которая представляет около 18 малых и средних предприятий, и присоединилась к программе борьбе с контрафактом, инициированной Европейской защитой сельскохозяйственных культур Ассоциация (ECPA).
“Мы стремимся подавать пример коллегам и предостерегаем, что только потому, что они являются новым брэндом, это не значит, что их продукция не подделана, – говорит Гарт Друри, президент Европейской ассоциации по уходу за растениями (ECCA). – Согласно данным Европола, в некоторых странах-членах ЕС процент контрафактной продукции может составлять до 25%. Эти государства относятся к центральными и восточными членами ЕС, границы которых нуждаются в непрерывном наблюдении.
Фальсифицированные продукты, как правило, поступают из стран, граничащих с этими государствами, которые рассматриваются как холдинговые площадки для реализации подделок, поступающих по суше из основных производственных баз в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как только поддельный продукт находится в торговой зоне ЕС, его способность передвигаться становится намного проще внутри региональных границ. Общая оценка, основанная на данных ECPA, говорит о том, что до 15% продуктов защиты растений на открытом мировом рынке – неизвестного происхождения. Ущерб от подделок в общем эквивалентен годовому объему продаж одной из пятерки топовых компаний-лидеров агрохимии.
Основной угрозой, которую представляют поддельные химические вещества, является их обманчивое разрушение рыночной стоимости. Из-за низкого выявления поддельные продукты могут оставаться “невидимыми” в течение очень долгого времени или вообще не попадать в поле зрения правоохранительных органов. Поэтому компании по производству и реализации подделок являются устойчивыми предприятиями, которые часто используют обычные каналы для выхода на рынок.
Финансовые угрозы законным предприятиям, создаваемые контрафактной продукцией, проходят прямо от цепочки поставок до конечного пользователя. Фермер, использующий поддельный пестицид или гербицид, тоже рискует. Часто фальсификаторы зарабатывают деньги от снижения содержания активного ингредиента или замещения веществ, что приводит к субоптимальной эффективности и даже к вреду для урожая. Они также могут сэкономить, удаляя вещества, влияющие на состояние урожая при хранении.
Часть кампании против подделок состоит в том, чтобы обучать всех игроков в цепочке поставок, от дистрибуторов до агрономов, чтобы помочь им идентифицировать продукт, который может быть спорным, прежде чем он достигнет конечного пользователя.
Промышленная кампания, проводимая против контрафактной продукции, в последние несколько лет была исключительно активной в Европе, хотя проблема распространяется еще дальше. В Великобритании также идет отраслевая кампания под названием “Watch Out!”. Ее цель – повышение осведомленности о рисках незаконных пестицидов. Председатель кампании Ричард Батлер объясняет, что проблема ответственного использования пестицидов касается каждого: “Как известно каждому фермеру, оператору и агрономам, ответственное применение пестицидов начинается с использования одобренного продукта и последующей информации на этикетке. Фермерам следует объяснять опасность, которую представляют недобросовестные фальсификаторы”.
Точная степень оборота незаконных пестицидов пока неизвестна, но с помощью управления рисками каждый производитель должен начинать с предположения, что 1 из 10 продуктов может быть подделкой. Дистрибуторы должны подтвердить происхождение каждой поставки продукта.
Когда обнаруживают контрафакт, во многих случаях конфискуется только поддельный продукт, а незаконная сеть остается в тени. В случае успешного судебного преследования должны быть не только штрафы – вовлеченные компании должны потерять свои торговые лицензии, а директорам вынесен запрет на руководство любой компанией. Но пока существующие на рынке фальсификаторы показывают, что они идут на риск сознательно и это все окупается.
Выявление фальсификата – ключевая область внимания кампании, но это долгосрочная цель. Более простой подход заключается в улучшении партнерских отношений с властями и взаимной координации фермеров и производителей в отрасли.
Для производителей важно сотрудничать с правоохранительными органами и сообщать информацию о подделках любой продукции. В настоящее время многие производители знают об угрозе фальсификата, но недооценивают масштабы проблемы. Если они не обнаружили своих продуктов в рядах подделок, то это не означает, что его там нет. Фальсификация вполне может произойти, просто никто ее не знает.
Для небольших предприятий, в частности, рекомендуется инвестировать в технологию идентификации продукта, которая может быть легко использована отдельными лицами. Например, в Китае теперь есть возможность позвонить и ввести уникальный цифровой код, который генерирует немедленный текстовый ответ, подробно описывающий, является ли этот продукт законным. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)