Динамика потребительских цен в ходе рецессии определяется падением спроса, которое замедляет их рост: глубже падение спроса – заметнее сокращение прироста цен. Девальвация дает обратный эффект – взлет цен на импортные товары, после чего идет постепенный поиск нового равновесия на рынке.
В 2016 г. в России первичный девальвационный эффект (2014-2015 гг.) был ослаблен падением рыночного спроса и постепенно исчерпан. В результате российская экономика вышла на потребительскую инфляцию в 5,4% (декабрь к декабрю 2015 г.) – самый низкий уровень за четверть века.
В 2016 г. население России пыталось адаптироваться к последствиям инфляционного шока 2015 г. Падение розничных продаж товаров в 2016 г. (на 4,6%) оказалось слабее сокращения реальных доходов населения (на 5,6%). Различие небольшое, но оно может говорить о постепенном исчерпании “защитной” модели потребительского поведения, действовавшей в ходе рецессии. Во время экономического кризиса население испытывает шок угрозы роста безработицы, инфляции и неопределенности в целом. “Защитная модель” заключается в том, что семьи сокращают потребление больше, чем падают их доходы. Происходит переключение на защиту сбережений.
В 2017 г. наметилось восстановление потребительского спроса и оживление на розничных рынках. По данным Росстата, 2017 г. доля продовольственных товаров, которые увеличивают свой вес в структуре потребления в кризис в первую очередь, продолжает сокращаться, уступая место непродовольственным товарам, на которых в кризис экономят. В мае увеличился оборот розничной торговли, его прирост составил 0,7% по сравнению с 0,1% в апреле; он был обусловлен продажами непродовольственных товаров, которые растут в годовом выражении третий месяц (+1,8% в апреле) после спада, шедшего с января 2015 г. Кроме того, в мае замедлились темпы падения реальных располагаемых денежных доходов населения, в июне показав нулевой рост, в то время как темп роста заработной платы остается в зоне положительных приростов, составив 2,9% в годовом выражении в июне.
Восстановление потребительского спроса в аптечном сегменте. В аптечном сегменте наметилась положительная тенденция в натуральном потреблении как среди ЛС, так и среди БАД впервые за последние три года. Ситуация с тем, что продажи БАД как товаров “не первой необходимости” в I полугодии 2017 г. показали положительный прирост, опережающий и в деньгах, и в упаковках прирост продаж ЛП, может иллюстрировать общую тенденцию выхода из рецессии российской розничной торговли на фоне укрепления покупательской способности населения.
Восстановление спроса после рецессии предполагает не только увеличение объема продаж, но и переориентацию потребления на товары с более высокой ценой, предполагающей как покупку товара более высокого качества и с более ценной имиджевой составляющей, так и покупку товара “не первой необходимости” – уже не для лечения болезни, а для ее профилактики или поддержания здоровья и красоты. Последним критериям могут удовлетворять БАД, рост продаж которых наблюдается, и, например, витаминно-минеральные комплексы, зарегистрированные как ЛП и не имеющие статус ЖНВЛП. В I полугодии 2017 г. цена на товары категории не ЖНВЛП в аптечном сегменте выросла на 7,7% по сравнению с I полугодием 2016 г. – больше, чем на ЖНВЛП в этом же сегменте, имеющие жесткие ограничения ценового регулирования со стороны государства.
Динамику цен в госсегменте по итогам полугодия можно рассматривать лишь с допущением, что она неоднородна в помесячной детализации и отражает более или менее пригодную для анализа картину лишь по итогам года, когда проведены все ключевые торги по программам ЛЛО (включая ВЗН) и целевым программам.
В целом фармрынок в I полугодии 2017 г. показал прирост цен на 5,2% по сравнению с I полугодием 2016 г. Следует отметить, что динамика неоднородна в помесячной детализации как из-за госзакупок, где ежегодные высокостоимостные тендеры могут быть проведены в разных месяцах года, так и из-за региональной специфики аптечного сегмента, где наценки могут заметно отличаться в разных регионах и который подвержен сезонной динамике. По итогам года можно будет делать более уверенные выводы о трендах ценообразования в 2017 г. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)