9 августа правительство освободило от акциза бензолсодержащую фракцию для предприятия “Карпатнефтехим”, что позволит заводу начать выпуск бензола. В год планируется произвести более 100 тыс. т, которые пойдут на экспорт. Почему правительство только сейчас приняло такое решение и что не давало заводу наладить производство этого продукта ранее, а также о начале расширения производства и создания новых мощностей рассказал совладелец “Карпатнафтохима” Игорь Щуцкий, отвечающий за технологический блок вопросов.
– Для чего вы обратились к правительству за новыми квотами и что они дадут «Карпатнефтехиму»?
– При производстве этилена в процессе пиролиза получается сам этилен и другие продукты, в том числе углеводородная фракция С6-С8 – сырье для выпуска бензола. Вышло так, что эта фракция является подакцизным товаром, а бензол – не подакцизным. И получается, чтобы сделать бензол из этого сырья, нужно заплатить акциз на сырье, что делает производство бензола экономически не выгодным. С начала пуска мы не производили бензол. Выделение нам квот позволит пустить блок производства бензола в ближайшее время.
– Почему квота выделена в размере 147 тыс. т. фракции С6-С8?
– Это максимальный объем, который может произвести завод при 100% загрузке. Мы увеличим поставку сырья (нафты или бутана), нарастим производство этилена, следовательно, автоматически возрастет выпуск С6-С8.
– Как так получилось, что эта фракция, как ваше сырье для производства бензола, не была освобождена от акциза изначально, еще в апреле этого года?
– Это норма Налогового кодекса. На мой взгляд, эта норма “просочилась” в нефтехимию из спиртовой промышленности. Чтобы решить эту проблему мы обратились к правительству перед пуском завода.
– В тот же день, 9 августа, Кабмин внес технические правки в апрельское постановление о выделении вам квот на безакцизный импорт нефтепродуктов, в которое добавил оговорку, что, например, импорт всех видов сжиженного газа должен быть не более чем 1070 млн. л. Это что-то изменило для вас?
– Мы потребим сырья ровно столько, чтобы произвести 250 тыс. т. этилена. За этот объем мы выйти не можем, это на сегодня предельная мощность завода. А какого именно сырья – нафты или бутана – мы смотрим по конъюнктуре рынка, что экономически целесообразней перерабатывать. Здесь нет подвоха. Мы не можем по квотам завезти больше сырья, чем нужно для выпуска 250 тыс. т. этилена.
– Последнее время в информационном пространстве появляются версии и опасения, будто часть ввезенного без уплаты акциза сырья, сжиженного газа или прямогонного бензина “Карпатнефтехим” не переработает, а выпустит на внутренний рынок. Как вы можете это прокомментировать?
– Во-первых, перемещение сырья и готовой продукции жестко контролируется налоговым постом, который есть на предприятии. Налоговая инспекция закрывает нам авалированные векселя против выработки этилена, они этот процесс полностью видят. Во-вторых, в нецелевом использовании сырья нет никакого экономического смысла. Условно говоря, мы закупаем сырье по $450/т, а получаем из него продукты стоимостью $800-1000/т. Выгодней включить пиролиз и получить эти продукты, чем воровать акциз. Здесь чистая экономика. В-третьих, нужно понимать, что мы импортируем нафту (nafta), которую на русский язык перевели как “прямогонный бензин”. Но это никакой не “бензин” в общепринятом значении этого слова, его нельзя залить в бак, там низкое октановое число, меньше 60, и состав отличный от автомобильного бензина. Это сырье, продукт первичной переработки нефти, из которого, чтобы сделать стандартный бензин, нужно построить целый НПЗ. То же самое со сжиженным газом, в нашем случае речь идет о чистом бутане, на котором никто не ездит и не готовит пищу.
– Вы можете покупать ту же “прямогонку” и бутан внутри страны, не импортируя?
– На украинском рынке нет таких предложений. Нам нужно около 700 тыс. т/год, чтобы такой объем произвести, какой-либо НПЗ должен переработать около 3,5 млн. т нефти, при этом этот НПЗ автомобильный бензин производить не будет. Сами понимаете, в Украине не перерабатывают нефть или газовый конденсат в таком объеме, чтобы обеспечить нас нафтой. Аналогично с бутаном. Нет объемов, да и цена на него сейчас высокая, котировки продуктов на рынке сегодня доступны всем. Посмотрим, может зимой он станет дешевле.
– Как проходил пуск завода, все-таки 5 лет простоя?
– Пуск прошел тяжело, длился почти месяц. С 8 до 26 июня мы были в режиме пуска. Только 26 июня вышли на качество и получили “полный магазин” продукции. Но нужно сказать, мы неплохо справились. Подготовка к пуску велась с февраля 2017 г. Сейчас завод работает на 70% от проектной мощности, надеемся через полтора месяца выйти на 98%. Все цеха работают, выпускаем полный ассортимент продукции, кроме бензола. Опубликуется постановление и через несколько дней начнем производить бензол.
– Была информация, что у вас возникли проблемы с реализацией, это правда?
– Это неправда. У нас нет проблем с реализацией. Мы работаем один месяц, были сложности с цистернами, их не хватало, но сейчас все нормализовалось. Более 80% нашей продукции идет на экспорт. Бензол – тоже экспортный продукт. Каустическая сода на 50% продается внутри.
– Есть ли уже четкие планы развития завода?
– Мы строим блок экстрактивной ректификации производства концентрированного бутадиена, изопрена и МТБЭ, это будет новая продукция. Для этого мы будем перерабатывать С4-С5 фракции, которые тоже являются продуктом пиролиза и на которые тоже есть акциз. Когда мы будем готовы, обратимся к правительству с такой же просьбой о получении квоты. Сейчас ведутся проектные работы, компания “Техинсервис” является генеральным подрядчиком и проектировщиком. Мы думаем, что строительство займет около года. На осень 2018 г. будем иметь эту продукцию. МТБЭ в Украине почти не производится (небольшой объем производит “Укртатнафта”); Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ покупают по импорту, чтобы делать качественный бензин. Мы надеемся, что наш МТБЭ им подойдет. Также планируется крупная инвестиция в производство оксида пропилена, сейчас ведутся переговоры с лицензиарами процесса. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)