Существующая фискальная система, при которой налогом облагается валовый объем добытой нефти, а не достигнутый экономический результат, не соответствует задачам и вызовам, стоящим перед отраслью и государством. Адаптация к мировым ценам на нефть, общей экономической ситуации, снижению добычи на основных месторождениях, ухудшению структуры запасов и росту себестоимости добычи нефти, льготирование тех или иных месторождений и проектов лишает отрасль целостности, превращая ее, по сути, в “лоскутное одеяло”. При этом объем льготируемой добычи за последние десять лет вырос в разы, составляя сегодня, по оценкам экспертов, до 40%.
Как отмечает Павел Завальный, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ (депутат от Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), переход от фискального налогообложения к стимулирующему налогу на добавленный доход (НДД), доказавшему эффективность во многих развитых странах, поможет обеспечить поддержание высоких уровней добычи и эффективность эксплуатации зрелых обводненных месторождений. Введение НДД также будет стимулировать внедрение в отрасли новых технологий, разработку и запуск в эксплуатацию все более сложных месторождений. “Задача государства – создание условий, которые стимулировали бы инвестиции в отрасль, гарантировали возможность рентабельного поддержания и увеличения добычи и, как следствие, долгосрочную перспективу получения определенного уровня налогов в бюджет. Предлагаемый подход позволяет при меньшей налоговой нагрузке на тонну получать больше доходов за счет увеличения объемов добываемой нефти – по экспертным оценкам, на 20-60%. Выгоды очевидны: более современная система налогообложения отрасли, создающая стимулы для эффективной работы”, – говорит Завальный.
По мнению Натальи Свечниковой, доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова, переход на НДД позволит снизить общую сумму налогов, включая НДПИ. Ставится цель обеспечить эффективность и гибкость налогообложения, поставить величину налогов в зависимость от экономического результата разработки запасов. “Данный налог уменьшает налоговую базу на прибыль. В качестве налоговой базы НДД выступают расчетные доходы, получаемые от добычи углеводородного сырья, при этом вычитаются как эксплуатационные, так и капитальные расходы, связанные с разработкой месторождений, транспортировкой нефти. По прогнозам, высказанным министром энергетики Александром Новаком, за счет введения НДД доходы бюджета возрастут к 2025 г. на 54%”, – говорит Наталья Свечникова. “Можно с уверенностью говорить, что новая налоговая система будет способствовать притоку инвестиций, поскольку содержит определенные стимулы, которые позволят обеспечить инвестирование в нефтяную отрасль”, – подчеркивает она.
Инициативу введения НДД также поддерживает Союз нефтегазопромышленников РФ. Геннадий Шмаль, председатель союза, считает, что новый механизм налогообложения ставит нефтяные компании в одинаковые условия. “Смотрите, что происходит: у вас, допустим, месторождение с дебитом скважин 100 т/сутки, а у меня – только 10. Чтобы добыть ваши 100 т мне нужно пробурить 10 скважин, а каждая скважина – 60-70 млн. руб. Мои затраты кратно выше, а НДПИ одинаков что для вас, что для меня. Не учитываются ни горно-геологические условия, ни удаленность инфраструктуры”, – говорит эксперт.
Павел Завальный напоминает, что пока речь идет об эксперименте, о пилотных проектах, как новых, так и зрелых месторождениях с суммарной добычей до 15 млн. т. Основные параметры новой налоговой системы известны: ставка НДД в размере 50% от доходов с продажи нефти за минусом расходов, пониженный НДПИ и нулевая ставка экспортной пошлины для новых месторождений, роялти для зрелых месторождений. С точки зрения нефтяных компаний, на данном этапе выгода внедрения НДД зависит о того, на каких месторождениях он заработает. В каких-то случаях будут выгоднее имеющиеся льготы по НДПИ, а в каких-то – НДД. Между тем, определенная категория запасов не попадает ни под льготы по НДПИ, ни под критерии вхождения в НДД. “Например, к сожалению, в эту категорию попадает Самотлор с объемом добычи около 20 млн. т и обводненностью более 95%. Вот на таких месторождениях и останется основная фискальная нагрузка”, – подчеркнул Завальный.
Относительно того, насколько НДД упростит собираемость налогов, депутат Госдумы РФ считает, что система не должна стать проще: “Проще всего было бы брать один и тот же налог с тонны, добытой и экспортируемой, и все. Но налогообложение должно быть эффективнее, разумнее, оно должно учитывать и количество нефти, и качество, и затраты на ее добычу, позволяя компаниям полноценно функционировать, вкладываться в развитие отрасли”.
Конечно, как отмечает он, сложностей и нюансов будет много, особенно на первом, экспериментальном этапе. Есть, например, опасения, что компании будут стремиться к завышению затрат, поэтому нужен механизм их действенного контроля и ограничения. “Есть также риск, что на начальном этапе введение НДД приведет к выпадению части доходов, которые сегодня государство получает от нефтяных компаний. Это вопрос, который вызывает наибольшие сомнения у Минфина РФ. Все это необходимо учесть, выявить или отладить в процессе”, – говорит депутат.
Как отмечает Наталья Свечникова, дискуссия между Минфином и Минэнерго по поводу НДД продолжается. Специалисты указывают на отдельные плюсы новой системы налогообложения, о чем неоднократно заявляли представители ряда нефтяных компаний. Но только исследования результатов внедрения НДД, которые будут проведены по итогам реализации пилотных проектов в течение нескольких лет, позволят уверенно говорить о целесообразности изменений налоговой системы. Исходя из аргументов Минэнерго, введение НДД приведет к определенной оптимизации системы сбора налогов в отрасли, что, несомненно, упростит и само администрирование процесса. “Анализ современных способов стимулирования деятельности средних и малых российских нефтяных компаний позволяет сделать вывод, что внедрение НДД благоприятно скажется на их деятельности. Это позволит повысить интерес таких компаний к рациональному недропользованию. В то же время можно ожидать снижения издержек при добыче”, – считает Свечникова.
В комментариях заместителя главы Министерства энергетики Алексея Текслера по вопросу внесения изменений в действующую систему налогообложения отмечено, что все поправки согласованы достаточно давно. “А это значит, что все ключевые участники рынка уже “примерили на себя” новый налог. Учитывая, что заявки поданы, переход на налог на добавленный доход с отменой акцизов и снижением налога на добычу полезных ископаемых более выгоден и компаниям, и государству”, – говорит Александр Егоров, ведущий аналитик ГК TeleTrade. По мнению эксперта, прозрачность упростит администрирование налогообложения и собираемость налогов, а компании смогут оптимально прогнозировать свою деятельность, в том числе и в инвестиционной сфере. Вопросы конкретных финансовых потоков, по всей видимости, также просчитывались, а ответы на них устроили всех заинтересованных лиц.
“Нам не надо изобретать велосипед. Возьмите опыт той же Норвегии. Да, там в качестве налогов у компаний изымается 70%, но, заметьте, с прибыли, а у нас те же самые 70%, но с выручки. Между тем налог на финансовый результат позволил бы увеличить инвестиционную привлекательность новых проектов, а они, как правило, с трудноизвлекаемыми запасами, разработка которых нерентабельна. Этот принцип важен и для добычи на истощенных месторождениях Западной Сибири”, – подчеркивает Шмаль.
Пока речь идет об эксперименте, идущем параллельно с сохранением имеющейся системы налогообложения для отрасли в целом. В том случае, если итоги эксперимента будут признаны удовлетворительными и НДД будут внедрять более широко, его нужно будет увязать с другими налогами, льготами и тарифами, чтобы получить целостную систему, а не еще одну заплатку на “лоскутном одеяле”.
Минэнерго рассчитывает, что новый механизм налогообложения вступит в силу с 1 января 2018 г. В Госдуме РФ ожидают, что соответствующий законопроект будет вынесен на заседание правительства России до 1 октября. “Только в этом случае НДД можно запустить с 1 января 2018 г.”, – пояснил депутат от Югры.
Как отмечают эксперты, применение налога на добавленный доход в нефтяной отрасли, основные параметры которого этим летом согласовали профильные ведомства, позволит увеличить объемы добычи нефти на 30-60%. Законопроект носит экспериментальный характер. По тем месторождениям, которые войдут в пилотный проект (с текущей добычей 7,5 млн. т), на период 2018-2035 гг. ожидается прирост накопленной добычи в 60 млн. т. Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на НДД подали “Газпром нефть”, «ЛУКойл», “Сургутнефтегаз” и “Русснефть”. Все месторождения расположены в Западной Сибири.
Геннадий Шмаль также полагает, что России необходимо как можно быстрее принять закон о малых нефтяных компаниях, демонстрирующих готовность работать на низкорентабельных месторождениях. “Еще несколько лет назад у нас было порядка 200 “малышей” в отрасли, сегодня едва 100 осталось. “Малышей” поглотили вертикально интегрированные компании. В целом по России малые предприятия добывают лишь 2,5-3% от общего объема нефти. Ничтожно мало! В США на долю независимых производителей нефти приходится более половины добычи”, – говорит председатель Союза нефтегазопромышленников РФ. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)