Национальное антикоррупционное бюро предъявило подозрения четырем чиновникам Минобороны, а также представителям фирмы “Трейд Коммодити” в деле о поставке нефтепродуктов летом 2016 г. В основу расследования легла работа нардепов, волонтеров и издания ZN.UA, которое год назад опубликовало расследование этого эпизода.
Перспектива дела туманна – доказать коррупционный умысел или саботаж непросто. В чем нет сомнений, так это в сохраняющейся непрозрачности госзакупок. Среди компаний с историей, активами, репутацией вырос новый фаворит – “Трейд Коммодити”. Свой успех поставщик объясняет работой над издержками, скромностью и… Майданом. Когда слышишь это, появляется ощущение, что попал в сказку об эдакой украинской Золушке. Она тяжело работала, мало ела, но повстречала добрую фею, которая превратила ее в принцессу. Если на украинский манер, то эта сказка закончится тем, что карета превратится обратно в тыкву, как только феи уйдут в отставку или сбегут в какой-нибудь Ростов.
Первый же тендер Минобороны в системе ProZorro закончился плохо. 19 апреля 2016 г. право на поставку более 70 тыс. т нефтепродуктов на свыше 1 млрд. грн. неожиданно выиграла ранее неизвестная широкой общественности фирма “Трейд Коммодити” из города Каменское (бывший Днепродзержинск). Все честно: компания предложила минимальную цену по всем позициям сразу – бензинам, ДТ, авиатопливу…
Чудо закончилось быстро. Полтора месяца чиновники Минобороны и поставщик что-то активно обсуждали и в итоге 6 и 15 июня подписали допсоглашения о повышении цены на 9,5-17,5%. В результате стоимость топлива выросла, объем пропорционально снизился на 9 тыс. т стоимостью около 150 млн. грн. По обнародованным данным, НАБУ строит свои обвинения именно на этом эпизоде. А зря. С 19 апреля по 15 июня 2017 г. оптовые партии дизтоплива выросли в цене на 12%, внешний рынок – на 20%. Закон позволяет повышать цену контракта на 10% неограниченное число раз. Все обустроили солидно: поставщик предоставил пачку справок от “Держзовнишинформа” (участник всех скандалов, связанных с пересмотром цен на топливо) и Днепровской торгово-промышленной палаты. Последняя “прославилась” тем, что ее справка о росте розничных цен на несколько копеек позволила группе WOG весной 2016 г. поднять оптовые цены для “Укрзализныци” на несколько миллионов гривен.
Самое интересное началось сразу после подписания допсоглашений. Рынок резко развернулся и к началу августа упал более чем на 11%. Чиновники, не говоря уже о поставщике, которые дружно тыкали пальцем в растущий рынок, быстро забыли о нем, когда цены пошли вниз. По факту армия закупила почти весь годовой объем топлива по максимальной цене, хотя поставка растянулась на все лето и можно было бы купить партии дешевле. Тем более, что первоначальные сроки поставки “комоды”, как их зовут коллеги по рынку, сорвали. Именно на этот саботаж следовало бы обратить внимание следователям НАБУ.
Просто не будет. Но эффект уже есть: первое прикосновение следователей к эпизоду вытолкнуло на поверхность массу интересных персонажей, которые лишь подтвердили версии журналистов о становлении мощного административного пылесоса, специализирующегося на госзакупках.
“Мы работаем благодаря системе ProZorro, мы считаем это одним из главных завоеваний Майдана”, – так заявили на специально созванной пресс-конференции Владимир Трофименко и Андрей Адамовский. Они представились “инвесторами” “Трейд Коммодити”, не имеющими отношения к акционерам и менеджменту компании. Что это означает, пока понять не удалось, в отчетности “Трейд Коммодити” никаких данных об инвестициях этих господ нет.
По неофициальным данным, роль Адамовского заключается в обеспечении финансирования банком “Пивденный”. Но, скорее всего, и это не все. Глава Госрезерва Вадим Мосийчук рассказал, что этот гражданин приходил к нему “решать вопрос” по бензину “Трейд Коммодити”, который госпредприятие отказалось принимать из-за претензий к качеству топлива. Не договорились, после этого на Мосийчука посыпались проверки, обыски и попытки уволить со стороны вышестоящей инстанции – Минэкономразвития во главе со Степаном Кубивым. Пресса связывает Адамовского с Александром Грановским, бывшим младшим партнером по истории с “отжимом” ТРЦ Sky Mall. На пресс-конференции бизнесмен эмоционально заявил об отсутствии какой-либо связи с нардепом и назвал эти разговоры трешем. Что до пресс-конференции, то свое отношение к “Трейд Коммодити” он и менеджмент компании тоже отрицали.
Есть основания считать, что и Владимир Трофименко, совладелец строительной компании “НЕСТ”, в состоянии солидно “инвестировать”. В контексте “комодов” в социальных сетях с хамскими комментариями появился некий Кирилл Терехин, как выяснилось, сын экс-министра и народного депутата Сергея Терехина. Источники на рынке говорят, что сейчас он занимается у “комодов” авиационным направлением, хотя сам он это отрицает. Задокументировано другое: в 2015 г. Терехин-младший одолжил у В. Трофименко 1,9 млн. грн, а в 2016 г. был директором ООО “Нафта кепитал груп”, владеющей сетью АЗС и нефтебазой группы “Трейд Коммодити”. Она же является имущественным поручителем по кредитам в банке “Пивденный”.
Непростая организация и ПАО “НЕСТ (“Недвижимость столицы”). До недавнего времени членом ее набсовета был нерядовой нардеп Игорь Грынив, отметились высокими постами в ней экс-глава СБУ Игорь Дрижчаный и экс-нардеп Владимир Сивкович. Трофименко заявил, что у “Трейд Коммодити” есть и другие инвесторы, “5-6 групп абсолютно разных людей”. “Каждый привлекается под какой-то отдельный проект”, – рассказал инвестор. Додумайте сами.
Пока все указывает на покровительство со стороны БПП. Например, все на рынке знают, что соваться со своим мазутом на тендеры опекаемого лидерами президентской фракции “Центрэнерго” не нужно. “Мы давно знакомы с Адамовским, нас попросили туда не ходить, все равно не выиграем, а отношения испортим. Неприятности с силовиками нам тоже не нужны”, – говорит один из известных трейдеров.
На политический окрас этого бизнеса косвенно намекает и недавний отказ МВД (противоборствующее политическое крыло) закупать топливо у “Трейд Коммодити”. Впрочем, в случае с МВД все может оказаться проще: у Авакова могут быть и свои “любимые авторы”.
Секреты мастерства. Кто уверовал в силу ProZorro, дальше лучше не читать. Админподдержка и коррупция всегда были залогом успешности, остаются и сейчас. Технология простая: на открытом тендере даешь минимальные цены, а потом смотришь по ситуации. Если надо поднять, вызываешь админподдержку либо просто коррумпируешь менеджмент жертвы. Иногда можно просто объяснить клиенту перспективы остаться без топлива, ведь в случае отмены тендера придется ждать поставок еще пару месяцев и не факт, что тот тендер состоится. “Вы же понимаете наши возможности” – думаю, речь ведется в таком ключе. К моменту проведения тендера в беспросветном цейтноте находится большинство потребителей, особенно Минобороны с “Укрзализныцей”. Так что изначально клиент предрасположен сотрудничать.
Возьмем тот же случай с Минобороны. Когда поставщик развел руками, какая альтернатива была у служивых – остановить технику и пойти под трибунал или купить меньше топлива за те же деньги? Тем более гроши державные, не свои. По сути, это выбор без выбора. Если же попался какой-то “отморозок” (честный госслужащий), то сначала можно отказаться от обязательств, а потом снова прийти на тендер под каким-нибудь другим названием. Иногда приходится выполнять поставки, хотя и не с такой сладкой наценкой (но запас прочности позволяет). А “отморозка” со временем можно попробовать сбить (инвесторы помогут).
Не берусь утверждать, прибегает ли к таким методам “Трейд Коммодити”. По факту компания из Днепродзержинска с выручкой в 2013 г. 83 млн. грн. уже в 2016 г. показала 3,5 млрд. грн. дохода. Прибыль выросла со 125 тыс. грн. до 4 млн. Похвастались Адамовский с Трофименко уплатой налогов – их фирма с “тендерным” оборотом 7-9 млрд. грн. заплатила 311 млн. грн. Не зря все-таки обронил Владимир Трофименко, что, мол, нам много не надо, 150 грн. на тонне достаточно.
Может, одному “инвестору” и хватит, а 5-6 инвесторам, вероятно, нет. Есть все основания полагать, что на скандальном тендере Минобороны компания солидно заработала. Поскольку таких, как “Трейд Коммодити”, зарубежные производители не пускают даже на порог, 30 тыс. т арктического дизтоплива для Минобороны привез WOG из Литвы (НПЗ “Орлен Летува”). Таможенная стоимость продукта на пике была около 19150 грн./т, а “хвост” поставки в середине июля уже стоил 17365 грн./т. Продажа армии шла по 20750 грн./т, т. е. “грязная” прибыль колебалась от 1600 до 3385 грн./т. На контракте валовая наценка составила около 117 млн. грн. Как распределили ее между собой WOG и “Трейд Коммодити” – неизвестно. Сомнительно, что речь о 150 грн./т…
Около 16050 грн./т обошелся “Трейд Коммодити” и авиакеросин, который компания привезла под контракт с армией. Продажа прошла по 19100 грн./т, или с наценкой 3050 грн./т. На привезенном танкере объемом 5,6 тыс. т валовая прибыль составила более 17 млн. грн. Безусловно, есть и расходы – доставка, финансирование и прочее, но простым смертным такая экономика даже не снится.
А вот по летнему дизтопливу было не очень хорошо. Своих контрактов нет, пришлось срочно скупать, где только можно. ЗНГК, “Альянс “Ойл Украина”, “Авантаж”, “Элемент”, WOG – вот реальные поставщики Минобороны, тогда как “комоды” исполнили сугубо посредническую функцию. На таких сделках много не заработаешь.
В разрез с риторикой фаворитов идет их работа с “Укрзализныцей”. В июне 2017 г. рыночные цены упали более чем на 11% (на 2000 грн./т), но “Трейд Коммодити” отказалась пересматривать зимний контракт, заработав на поставке 50 тыс. т дизтоплива дополнительно более 100 млн. грн. Правда, ответственные менеджеры УЗ не особо об этом снижении и просили (прямо как в Минобороны).
В сентябре три поставщика пообещали поставить “Укрзализныце” 60 тыс. т. “Анвитрейд” и “Элемент” свои 30 тыс. т поставили, “Трейд Коммодити” поставила только 20 тыс. т, а оставшиеся 10 тыс. поставлять отказались – невыгодно. В “железке” никто и не пискнул. Судя по всему, секрет “Трейд Коммодити” – в природном обаянии. Других вариантов нет.
Запрещенные приемы. Азербайджанская компания SOCAR работает по всему миру, оборот – миллиарды долларов. А в Украине она участвует во всех торгах, но постоянно проигрывает. Почему? Неужели она не может предложить цену ниже? Более того, она постоянно проигрывает “Трейд Коммодити”, которая закупает основную часть топлива у азербайджанского трейдера Coral, который нередко снабжает и “Сокар-Украина”…
Трофименко объяснил минимальные цены от “Трейд Коммодити” снижением логистических расходов. “Мы пошли в Николаев, нашли там перевалку, которая работала на экспорт мазута. Мы уговорили ее переориентироваться на наш импорт, гарантировали ей объемы и выбили скидку. На этом мы смогли снизить цену на логистику на 30-40%”, – рассказал инвестор.
Логистика – важная составляющая, только в цене топлива занимает крохи. Перевалка в украинских портах стоит в среднем $15/т. Выходит, сэкономила “Трейд Коммодити” долларов пять, не больше. В сегодняшней цене топлива это 0,6%. Но это не главное: морские поставки – самые дорогие, значительно дороже белорусских и российских. Именно поэтому кроме “комодов” по морю никто стабильно не импортирует. Как же достигается низкая цена? Поговорим о качестве.
Прежде всего, это история с Госрезервом, который отказался от бензина А-80 “комодовского” производства. Подозреваемый замминистра обороны Павловский в суде сообщил, что в апреле 2017 г. по его указанию “Трейд Коммодити” оштрафовали за поставку некачественного топлива. На пресс-конференции В. Трофименко не смог ответить на вопрос, что имел в виду чиновник.
Зимой 2017 г. днепродзержинская компания заявила на тендер Минобороны арктическое дизтопливо собственного производства – компании “Август пром” с той же “каменской” пропиской.
До этого момента все арктические марки поступали в Украину исключительно с НПЗ в Литве, Беларуси и с кременчугской “Укртатнафты”. Производство такого продукта требует специальных технологических режимов, которые есть далеко не везде. Например, Шебелинский ГПЗ, который уже больше года перешел на выпуск ДТ и бензина по стандарту Евро-5, арктическую марку выпускать не может. А “Трейд Коммодити” может! При этом анализ поставок показывает, что это топливо движется с того же Николаева, куда по импорту “арктика” не поступает. Как производится этот продукт, кто контролирует его качество, почему больше ни одна украинская компания по аналогии не “бодяжит” свою “арктику”? Может, потому, что боится за свою репутацию? В 2017 г. “Золушка” уже в лице компании “Газтрейд” поставила Минобороны 40 тыс. т этого чудо-дизеля. Рецепт Трофименко на пресс-конференции назвать отказался. “Коммерческая тайна”, – пришел на помощь коллеге Адамовский.
В этом контексте есть еще одно интересное наблюдение. В Николаевском порту исчезает авиакеросин – известный с дедовских временем компонент для повышения морозоустойчивости дизтоплива. В 2016-2017 гг. в порт вошли 117 тыс. т реактивного топлива, вышли – 59 тыс. т. Половина объема где-то растворилась. Не в дизтопливе, часом? Обратим внимание, что акциз на авиатопливо 21 евро/1000 л, а на ДТ в семь раз выше – 139,5 евро/1000 л. На рынке уже переживают, чтобы наши тепловозы или танки летать не начали. Что происходит? Ответа пока нет.
Дальше. В сентябре компания “Химпродторг лтд” (тоже из Каменского) привезла в Николаев 17 тыс. т газового конденсата. Почему владелец крупного и технологического ГПЗ “Укргаздобычи” не поставляет себе конденсат по морю, а владелец мини-НПЗ в Каменском может себе это позволить? Впрочем, сырье Николаев так и не покинуло. Источники прогнозируют, что вскоре здесь появится бензин…
Между прочим, и схема Клюева в Феодосии, а затем и схема Курченко базировались на использовании морских портов. “Если контрабанда и есть, то только на воде”, – говорит глава энерготаможни ГФС Игорь Пиковский. В итоге рынок замер в ожидании начала контрабанды. Это логичное эволюционное развитие украинских сказочных персонажей. Жизнь на 150 грн. на тонне скучна и неинтересна. (Директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн, zn.ua/Химия Украины и мира)