За 10 месяцев импорт авиационного топлива составил 263,1 тыс. т, что в 2,8 раза больше аналогичного периода прошлого года. Отгрузки из Кременчугского НПЗ за этот период выросли на 14,4% до 146,2 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Крупнейшим получателем импортного авиатоплива за 10 месяцев являются компании из орбиты “Трейд Коммодити”. На ее юрлица припадает 30% всего импорта (79,4 тыс. т). В октябре их доля в импорте достигла 45% (12,8 из 28,8 тыс. т).
Структура импорта авиатоплива за 10 месяцев 2017 г.: “Трейд Коммодити” – 79,4 тыс. т, 30%; WOG – 31,8 тыс. т, 12%; “Глуско Энерджи” – 24,5 тыс. т, 10%; “УТН Групп” – 21,6 тыс. т, 8%; Socar – 18,8 тыс. т, 7%; “БНК-Украина” – 17,8 тыс. т, 7%; BGS – 16,5 тыс. т, 6%; другие – 52,7 тыс. т, 20%.
Ранее директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн обращал внимание на дисбаланс авиационного керосина, закупаемого этими компаниями. Его импорт в порт Николаева выше, чем последующие отгрузки из порта. Учитывая, что только 25% импортированного через Николаевский порт керосина поставляется на аэродромы для заправки самолетов, рост рынка авиатоплива вызван не только объективным фактором, то есть увеличением авиаперевозок, а частично объясняется возможным использованием низкоакцизного керосина для смешивания с ДТ, акциз на который в 7 раз выше (EUR21/тыс. л против EUR39,5/тыс. л).
За 10 месяцев 62% всего импорта пришлось на морские поставки, остальной объем был привезен по железной дороге из традиционных источников: Литвы и Беларуси. В тройку крупнейших стран-поставщиков авиатоплива вошли Литва (80,9 тыс. т, 31%), Италия (79,3 тыс. т, 30%) и Саудовская Аравия (63,3 тыс. т, 24%).
Директор “А-95” Сергей Куюн отмечал, что за последние 7 лет структура поставок керосина кардинально изменилась. “Если в 2010-2015 гг. поставки шли в основном с севера, это Россия и Беларусь, то сейчас рынок переместился на юг. В начале диверсификации поставок, дифференциал для Украины составлял +$80-100 на условиях CIF, прошлой зимой он был +$25-40. То есть увеличение поставок, сразу снизило цены на этот ресурс”, – говорил эксперт.
Директор по коммерции группы Baltic Ground Services Виталис Дудис отмечал, что главным недостатком украинского рынка авиатоплива, которое препятствует его развитию, является система налогообложения, предусматривающая акцизный налог и НДС. По его словам, отмена этих налогов, по расчетам компании, повысила бы объемы продаж на 20%.
Баланс рынка авиатоплива в Украине в 2016 г. составил 300 тыс. т, что на 20% больше показателя 2015 г. Объем импорта авиационного топлива вырос на 21% до 143,3 тыс. т в сравнении с 2015 г., а внутренние поставки увеличились на 19% до 164,3 тыс. т. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)