С 1 января 2018 г. украинский рынок нефтепродуктов преодолел важный этап, подняв планку по качеству бензина и дизтоплива до европейских норм. Вступило в силу требование Технического регламента к топливу, запрещающее оборот бензинов и ДТ стандарта Евро-4. Правда, говорить о высоких стандартах на АЗС пока не приходится: качество на заправках государство по-прежнему не контролирует, вдобавок закрывает глаза на оборот сырья для кустарного производства.
Разница в характеристиках топлив стандартов Евро-4 и Евро-5 невелика, в основном это уменьшение содержание серы с 50 ppm до 10 ppm, что, с одной стороны, улучшает экологические показатели топлив, с другой – снижает количество смазывающих веществ, которые компенсируются на НПЗ дополнительными присадками. Производители нефтепродуктов утверждают, что текущий переход всего лишь формальность, разница в характеристиках малозаметна для двигателя автомобиля и не составила больших капиталовложений при производстве, и уж тем более не связана с текущим повышением цен на заправках. Украинские производители, как и иностранные НПЗ, перешли на выпуск топлив Евро-5 за год до обозначенной Техрегламентом даты. А более глобальный переход был совершен несколько лет назад, когда в Украине отказались от использования топлив Евро-3, где содержание серы, бензола и ароматики было в разы выше.
Вместе с этим формальный этап перехода не решает главную проблему качества: оборот топлив, производимых на мини-НПЗ, а иногда и на нефтебазах. Сырьем для данных “производств” являются добываемые в Украине нефть и газовый конденсат (поставляемое по импорту сырье преимущественно идет на два больших завода – Кременчугский НПЗ “Укртатнафты” и Шебелинский ГПЗ “Укргаздобычи”). По подсчетам UPECO, добыча нефти и газового конденсата в 2017 г. составила чуть больше 2 млн. т, из них на “Укрнафту” и “Укргаздобычу” приходится около 1,8 млн. т (это то сырье, которое поступает прямо на два завода). Выходит, 10% добываемого в Украине сырья уходит на малые производства, а это без малого двухмесячное потребление бензина по всей Украине. Можно было бы порадоваться за национального производителя, однако есть большие сомнения в качестве получаемых топлив, которые вряд ли дотягивают даже до Евро-2.
Основные частные производители нефти и газоконденсата в Украине в 2017 году, %: ДТЭК – 22; GEO Alliance Group – 20; Burisma – 17; UNB – 17; PPC – 13; Smart Energy – 7; Бориславская нефтяная компания – 4.
Пока вопросы относительно сбыта добываемого сырья обращены преимущественно к частным добывающим компаниям, которые не показывают, кому и в каком направлении были отгружены нефть и газоконденсат. Так, на первой рабочей неделе 2018 г. сделала громкое заявление о рекордных добытых объемах природного газа компания Рината Ахметова “ДТЭК Нефтегаз”: 1,65 млрд. куб. м газа и 54 тыс. т газоконденсата. Но компания, с недавнего времени управляющая активами “Нефтегаздобычи”, наотрез отказалась сообщить, кому и по какой цене было продано сырье, из которого потом даже на заправках в Киеве могут продавать “бодягу”.
Отследить путь сырья не составит большого труда, важно сформировать черные списки АЗС. И это касается не только “Нефтегаздобычи”, а и других добывающих компаний, директора и менеджеры которых вряд ли хотят залить в бак собственного или служебного авто “неправильный” бензин из своего конденстата или нефти. А по теории вероятности это рано или поздно произойдет, если не в Киеве, так по пути в Полтаву или Харьков.
Так что сегодня рано говорить о безоговорочном повышении качества, поскольку не хватает ключевого звена в цепочке оборота топлив. Как минимум нужно вернуть госконтроль реализуемого топлива на АЗС. Возможно, рейды заставят владельцев заправок отказаться от контрафактного топлива, получаемого на сомнительном производстве. Есть небольшая надежда, что в итоге малые производства, которые выпускают непроходные по качеству топлива, будут закрываться. Пока же можно начать с малого: добытчикам стоит решиться раскрыть данные о покупателях сырья.
Для справки: из 54 тыс. т конденсата получится около 30 тыс. т бензина и до 10 тыс. т ДТ. Этого объема бензина достаточно, чтобы обеспечить месячную реализацию АЗС нескольких областей Украины. Есть большие сомнения, что опоздание на совещание в СКМ менеджера ДТЭКа любого ранга из-за заправки некондиционным бензином недешевого автомобиля принесет пользу многоотраслевой группе. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)