Инфляция, девальвация гривны, рост цен на энергоресурсы в 2018 г. приведут к подорожанию лекарств для украинцев.
Благодаря относительной стабильности гривны в прошлом году цены на лекарства возросли в среднем только на 5%. Но очередная волна девальвации национальной валюты может вновь привести к резкому подорожанию медикаментов. Участники фармрынка оценивают возможное подорожание препаратов на уровне 10%, но в пациентском сообществе указывают на частую необоснованность формирования цены на лекарства с учетом валютных рисков.
Украинские препараты дешевле, но дорожают стремительнее. В 2017 г. лекарства в украинских аптеках подорожали по сравнению с предыдущим годом на 5%. В среднем одна упаковка препаратов стоила 58 грн. Об этом свидетельствуют подсчеты аналитической компании “Бизнес-Кредит” (специализируется на консалтинге фармрынка). В частности, средняя цена на украинские медикаменты возросла на 7% до 29 грн. за упаковку, иностранных лекарств – на 3,8% до 133 грн. за упаковку. В целом в прошлом году в аптеках было продано около 900 млн. упаковок лекарств на 54,7 млрд. грн. Таким образом, розничный рынок медикаментов возрос по сравнению с 2016 г. на 19% в гривневом выражении и на 12,4% в упаковках. По подсчетам “Бизнес-Кредита”, наиболее продаваемым препаратом в украинских аптеках стал “Актовегин” (используется для лечения заболеваний головного мозга, нарушений кровообращения и т. д.) японской компании Takeda. В 2017 г. объем продаж этого брэнда составил около 360 млн. грн. В 2016 г. “Актовегин” находился на третьем месте в рейтинге наиболее продаваемых лекарств в украинской рознице. Вместе с тем, с первого места по итогам 2016 г. на второе по итогам 2017 г. перешел препарат “Нимесил” (используется для лечения острой боли) итальянской компании Menarini с объемом продаж около 354 млн. грн. Замыкает ТОР-3 самых продаваемых препаратов “Нурофен” (используется для симптоматического лечения головной, зубной боли и т. д.) британской фирмы Reckitt Benckiser. Объем продаж этого препарата составил более 331 млн. грн. Несмотря на то, среди брэндов первые позиции занимают иностранные лекарства, в рейтинге фармпроизводителей, которые продают больше всего медикаментов в аптеках, первые позиции занимают украинские фармкомпании. В частности, по данным “Бизнес-Кредита”, по итогам 2017 г. первое и второе места в данном рейтинге сохранили за собой компании “Фармак” и “Артериум”. И только на третьем оказалась выше указанная Menarini.
Экономические причины. Участники фармрынка не удивлены исследованием аналитиков. Так, представитель аптечного бизнеса – директор киевской сети аптек “Фармация” Руслан Свитлый говорит, что подсчеты “Бизнес-Кредита” в целом соответствуют действительности. “Большинство украинских фармкомпаний, независимо от экономических показателей, раз-два в год поднимают цены на свою продукцию на 1-5%. Но есть и те, которые этого не делают. Также есть некоторые импортеры, которые для перестраховки повышают цены. В прошлом году, например, не было тенденции к повсеместному повышению цен на лекарства. Но в целом по рынку за прошедший год цены все же выросли примерно на ту величину, которую указывают аналитики”, – говорит он.
При этом член “Ассоциации производителей лекарств Украины”, директор торгового дома “Интерхим” (“Одесский фармзавод”) Александр Чумак объясняет рост цен на лекарства в 2017 г. экономическими причинами. “Подорожание электроэнергии и природного газа, а также рост зарплат – основные факторы повышения цен на медикаменты”, – говорит он.
Директор департамента внешних связей немецкого фармацевтического холдинга STADA Иван Глушков объясняет меньший рост цен на импортные лекарства ограниченным платежеспособным спросом со стороны потребителей. “Фармацевтический рынок – высококонкурентный. Поскольку импортные препараты в среднем существенно дороже, то их поставщики стараются не сильно повышать цены, чтобы спрос не перераспределился в сторону украинских дешевых медикаментов”, – говорит он.
“Украинские лекарства дешевле иностранных за счет того, что в ассортименте наших препаратов представлены только дженерики, то есть копии оригинальных медикаментов иностранных компаний. Это позволяет экономить на себестоимости лекарств, поскольку не надо вкладывать много средств в разработку. Поэтому цены на отечественные медикаменты ниже. Но и среди иностранных лекарств тоже есть дженерики, но они в основном дороже украинских, потому что у зарубежных производителей выше затраты на логистику, зарплату сотрудникам и продвижение препарата на рынок. Кроме того, на украинском рынке есть оригинальные импортные препараты, которые, естественно, дороже дженериков. В результате средняя цена на украинские и иностранные медикаменты существенно отличается”, – объясняет Руслан Свитлый.
Но представители фармбизнеса разошлись во мнениях по поводу цен на препараты программы “Доступные лекарства”, которая стартовала в прошлом году. По этой программе государство взяло на себя обязательство компенсировать розничные цены на часть препаратов для лечения некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, бронхиальной астмы и сахарного диабета II типа (инсулиннезавивисмый). В частности, Руслан Свитлый говорит, что программа “Доступные лекарства” никоим образом не повлияла на цены на лекарства. “Те пациенты, которые могли раньше купить дорогие препараты, продолжают их приобретать. Кто себе этого не может позволить, покупают медикаменты по этой программе”, – отмечает Руслан Свитлый.
Александр Чумак рассказывает, что программа привела к достаточно небольшому снижению цен на лекарства, которые участвуют в этом программе. “Но я не видел обвала цен, – говорит Александр Чумак. – Но в этой программе есть палка о двух концах. Как известно, для того чтобы препараты попали в программу реимбурсацию, цены на них устанавливаются не выше средних цен на эти медикаменты в соседних странах. Расчет таких средних цен называется реферированием. Данная практика применяется в Европе. Но недавно организация Medicines For Europe, которая объединяет некоторых европейских фармпроизводителей, сообщила, что в результате в Европе реимбурсируемые препараты стало невыгодно производить, поскольку цены на них снизились до уровня отрицательной рентабельности, что может привести тому, что они пропадут с рынка”.
Активный рост. В то же время представители фармбизнеса сходятся во мнении, что в 2018 г. цены на лекарства возрастут существеннее, чем в 2017 г. Иван Глушков прогнозирует, что в 2018 г. цены на лекарства в среднем возрастут на уровень инфляция плюс 2-3%. По прогнозу Национального банка Украины, в 2018 г. общая инфляция составит 8,9%. “В прошлом году, когда в Украине инфляция составила 13,7%, этот принцип не сработал потому, что еще в 2015-2016 гг. цены на медикаменты настолько возросли, что это компенсировало даже инфляцию за 2017 г. То есть компании заранее “задрали” цены в ожидании высокой инфляции в прошлом году”, – объясняет он.
Александр Чумак ожидает, что в 2018 г. цены на лекарства возрастут примерно на 10-11%. “К сожалению, от этого мы никуда не денемся. Подорожание будет обусловлено недавно начавшимся обесцениванием гривны, а также причинами, которые влияли на рост цен в 2017 г., – повышением цен на энергоресурсы и зарплаты”, – считает он.
Примерно о таких же показателях прогнозирует и Руслан Свитлый. “В 2018 г. рост цен на лекарства будет выше, чем в прошлом году, поскольку за последнее время гривна существенно просела относительно доллара и евро, чего не было большую часть 2017 г. Поскольку украинский рынок лекарств импортозависим, а также судя по первым договорам, которые мы заключаем с поставщиками, подорожание составит примерно 7-10%”, – ожидает он.
В пациентском сообществе говорят о неоправданности закладывания валютных рисков в цены на лекарства. Так, председатель координационного совета благотворительной организации “Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД” Дмитрий Шерембей говорит, что на розничные цены на лекарства влияют разные факторы. “Поставщики закладывают разные риски. Но я считаю, что закладываемые риски, в частности относительно девальвации гривны, несут манипулятивный характер по одной простой причине. Всегда, когда повышается доллар относительно гривны, поставщики поднимают стоимость препаратов. Но ни одного раза, когда доллар падает, они не понизили цены на свои препараты. Поэтому я считаю, что поставщики ведут себя некорректно, закладывая риски, которые потом зачастую не оправдываются. Потому что если риск не оправдался, то эти деньги надо вернуть покупателю. Но они этого никогда не делают. Они оставляют эти деньги себе. Это не честно по отношению к людям, которые живут с разными заболеваниями и которым необходима медикаментозная помощь”, – негодует он. (daily.rbc.ua/Химия Украины и мира)