В конце января 2018 г. разгорелся очередной скандал в украинской транспортной отрасли – внезапно представители Государственной экологической инспекции Северо-Западного района Черного моря начали массово отказывать судам, груженным десятками тысяч тонн аммиака в порту “Южный”, в проведении экологического/радиологического контроля. Без него корабли с опаснейшим грузом по несколько дней не имели права выйти в рейс.
Бездумными и зачастую коррупционными действиями Госэкоинспекции, как и других контролирующих органов при таможенном оформлении грузов, в Украине вряд ли кого-то удивишь. За без малого 30 лет украинский бизнес давно привык к губительным для экономики действиям бюрократов и подстроился к тому, как их обходить. Но правительство на каждом шагу рассказывает о том, что надо формировать инвестиционный климат, упрощать процедуры экспорта (валютная выручка) и т. п. Недавно было попытка внедрить “единое окно” для экспортеров товаров (пока это сделано для импортеров).
И что же? По поводу резонансной ситуации в порту “Южный” было одно закрытое совещание в Минприроды без присутствия первых лиц заинтересованных ведомств – министра природы (по информации был там только 5 мин.) или его замов, министра экономического развития или его замов, министра инфраструктуры или его замов. МЭРТ на запрос Hubs высказал озабоченность и пообещал разобраться, Мининфраструктуры тоже “озаботилось”, Минприроды стало на защиту Госэкоинспекции. А Госэкоинспекция и вовсе пообещала далее “кошмарить” экспорт аммиака.
В редакцию Hubs поступила копия письма, направленного компанией – морским агентом “СМТ Южный Лтд” в адрес Минэкологии, Мининфраструктуры, АМПУ и Одесский припортовый завод. В обращении генеральный директор компании Игорь Ландер, проанализировал абсурдность сложившейся ситуации и какие негативные последствия от нее буду для государства. Ниже представлена его позиция:
Министерству экологии и природных ресурсов Украины, Министерству инфраструктуры Украины, Администрация морских портов Украины, ПАО “ОПЗ”
ООО “СМТ Южный Лтд” является морским агентом прибывающих в порт “Южный” танкеров-аммиаковозов, которые в последние две недели уходят в рейс с большими задержками. После погрузки они должны немедленно покинуть порт и его рейд. Но фактически это не происходит. Такие простои причиняют значительные убытки судовладельцам, а также подвергают опасности всю прибрежную зону и находящиеся в ней населенные пункты от Южного до Одессы.
Задерживались уже 7 крупных танкеров-аммиаковозов: Clipper Mars – c 21.36 26.01.2018 по 22.30 02.02.2018; Clipper Venus – с 00.36 31.01.18 по 23.00 02.02.18; Clipper Odin – с 17:00 02.02.18 по 16.30 03.02.18; Gas Snapper – с 19.10 05.02.18 по 01.00 08.02.18; Gas Grouper – с 10.40 10.02.18 по 15.20 13.02.18; Marycam Swan – с 15.30 11.02.18 по 16.56 13.02.18; Gas Cobia – с 06.25 14.02.18 по настоящий момент (по состоянию на 15 февраля 2018 г. – ред.).
Причиной этого явилась начатая Государственной экологической инспекцией Северо-Западного района Черного моря противоправная, на наш взгляд, практика отказа в осуществлении экологического/радиологического документального контроля транзитного аммиака, без отметки о проведении которого на документах таможенным органам запрещается выпускать груз.
Работники экологического поста первоначально просто бездействовали, не принимая от экспедитора документы без объяснения причин своих действий и лишь 1 февраля 2018 г. начали составлять первые протоколы. В них было указано, что ПАО “Одесский припортовый завод” (ОПЗ) осуществляло отгрузку аммиака без разрешения органов государственного контроля в сфере охраны окружающей природной среды, каковым, по мнению Государственной экологической инспекции Северо-Западного района Черного моря, должна являться согласованная с ней рабочая технологическая карта (РТК) по загрузке танкеров-аммиаковозов.
При этом в ПАО “ОПЗ” и в самом деле отсутствует такая РТК, однако действует Постоянный технологический регламент цеха перегрузки аммиака ПАО “Одесский припортовый завод” №2200-00-09, утвержденный 12.06.2009 г., как и надлежит предприятиям химической промышленности в соответствии с приказом Минпромполитики Украины от 18.06.2008 г. №394, утвердившим “Положение о технологических регламентах на производство продукции на предприятиях (в организациях) химической промышленности”.
В данный момент мы не собираемся вдаваться в дискуссии по поводу правомерности такого требования, тем более, что оно уже обоснованно обжаловано ПАО “ОПЗ” в суде. Однако мы просим Вас обратить свое внимание на следующее:
- Аммиак перегружается через Одесский припортовый завод на протяжении 40 лет (с 1978 г.) и ни разу за все эти десятилетия экологическая инспекция не выдвигала требование о предоставлении РТК. Вероятно, если Государственная экологическая инспекция Северо-Западного района Черного моря отныне усмотрела ее необходимость, она не должна была срывать технологический процесс общегосударственной значимости, а заблаговременно уведомить о своих новых требованиях ПАО “ОПЗ” и дать ему возможность подготовиться к этому.
- Кроме того, в декабре 2017 г. ПАО “ОПЗ” проверялось должностными лицами той же самой Государственной экологической инспекцией Северо-Западного района Черного моря. По результатам проверки был составлен Акт 12/04, в котором не были зафиксированы никакие нарушения в части отгрузки аммиака на суда. Более того, в нем специально отмечалось, что работа по погрузке аммиака осуществляется на основании упомянутого Постоянного регламента №2200-00-09.
- Непонятна также причина, по которой Государственная экологическая инспекция Северо-Западного района Черного моря ранее не направляла ПАО “ОПЗ” предписания либо иные документы по устранению усмотренных ею нарушений, а решила начать с вынесения постановлений и составления протоколов, причем не в момент совершения правонарушения (если таковое и в самом деле имело место), а уже по окончанию загрузки каждого танкера, неизбежно обрекая его на простой.
В распоряжении имеется письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины в деловое издание Hubs от 12.02.2018 года №14/4-18 за подписью начальника Управления экспертно-аналитической работы и организационно-технического обеспечения министерства О. С. Гаврилюка. В нем утверждается, что задержание судов не входит в компетенцию Государственной экологической инспекции Северо-Западного района Черного моря и никаких действий по его задержанию она не осуществляла. Это является образцом бюрократической демагогии, поскольку экологам прекрасно известно, что без их отметки на грузовых документах таможня груз не выпустит и, соответственно, судно ни под каким видом в рейс не уйдет.
Именно преднамеренное бездействие в вопросе документального контроля груза и стало реальной причиной простоя танкеров на рейде. Этот факт убедительно доказывается многочисленными актами, составленными экспедиторами и агентами указанных в данном письме судов.
Возможно, работники экологической инспекции не представляют себе размер убытков от простоя судов такого класса, которые достигают нескольких десятков тысяч долларов США за каждые сутки.
Судовладельцы уже предупредили нас как своих агентов в порту “Южный”, что не оставят это без последствий и предъявят иски по демереджу фрахтователю, который регрессно перевыставит их виновным. В результате в любом случае убытки понесет государство, поскольку и экологическая инспекция, и госпредприятие принадлежат Украине.
К этому следует добавить убытки от снижения грузопотока, имиджевый ущерб государству и риск потенциального перенаправления части грузопотока транзитного аммиака на балтийский порт Вентспилс, как уже неоднократно происходило в прошлом.
Сорвать технологический и коммерческий процессы очень просто, но потом никакой чиновник от экологии восстановить их своими силами не сможет.
ООО “СМТ Южный Лтд” от имени фрахтователей и судовладельцев снова обращается с требованием немедленно принять меры по недопущению бессмысленных, крайне вредных и ничем неоправданных задержек транзитного аммиака на танкерах-грузовозах в порту Южный и призывает не увеличивать размеры уже гарантированного Украине экономического, морального и политического ущерба. Наше государство должно быть надежным партнером, а не страной, в которой своеволие отдельных чиновников сильнее закона и здравого смысла.
Просим принять срочные меры по недопущению простоев судов во избежание огромных дополнительных штрафных санкций от судовледельцев/фрахтователей, которые неизбежно будут предъявлены по завершении рейсов и окончании выгрузки танкеров. В качестве первой и простейшей меры по предупреждению простоев и ущерба никто не мешает экологам составить протокол на момент начала погрузки, чтобы до ее окончания успеть согласовать все спорные вопросы между двумя государственными учреждениями и незамедлительно приступить к оформлению грузовых документов, не дожидаясь вынесения постановления, что позволит без задержек отправить судно в рейс.
Такой простой и элементарный ход снимет большинство вопросов, исключит простои танкеров-газовозов и позволит спокойно разобраться в проблеме без большинства негативных последствий. (Игорь Ландер, генеральный директор ООО “СМТ Южный Лтд” (экспедитор, портовый агент, таможенный брокер), Hubs, Укррудпром/Химия Украины и мира)