В январе-феврале в Украину было импортировано 59,27 тыс. т авиационного топлива, что на 32,5% больше аналогичного периода прошлого года. Отгрузка топлива с Кременчугского НПЗ увеличилась на 26,1% до 28,6 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95”.
69% всего объема импорта за два месяца 2018 г. было поставлено через морские порты, остальные 31% – железнодорожным транспортом. Больше всего в Украину было ввезено авиатоплива из Саудовской Аравии (15,8 тыс. т, или 27% всего импорта), Литвы (11,7 тыс. т, или 20%) и Греции (11,3 тыс. т, или 19%).
Крупнейшим импортером авиатоплива остаются компании из орбиты “Трейд Коммодити” (“Август Пром” и “Фидея”), на которые пришелся 41% (24,5 тыс. т) объема импорта за два месяца 2018 г. Для сравнения: в январе-феврале 2017 г. доля “Трейд Коммодити” в импорте составляла 8,8% (3,5 тыс. т).
В январе-феврале баланс рынка авиатоплива увеличился на 44% – с 62,4 тыс. т до 89,7 тыс. т. При этом, по официальным данным Государственной авиационной службы Украины, пассажиропоток через аэропорты страны за этот период увеличился на 19,3%, объем грузоперевозок – на 22,5% а общее количество рейсов украинских авиакомпаний, которые являются основными потребителями авиатоплива в украинских аэропортах, – всего на 2,4%.
Расхождение между динамикой роста авиаперевозок и наполнения рынка топливом может объясняться его нецелевым использованием. Ранее сообщалось о дисбалансе между объемами, поставленными танкерами в порт Николаева (на этот порт приходится 63% всего морского импорта) и последующими отгрузками из порта по железнодорожному транспорту. В частности, в январе-феврале в порт Николаева было поставлено 25,2 тыс. т, отгружено по ж/д – 1,2 тыс. т. Более того, 1,2 тыс. т из порта Николаева не были поставлены в аэродромы, а направлены в Кировоградскую область в адрес компании “БРСМ-Нафта”, которая заправкой воздушных судов не занимается. Объем отгрузок авиакеросина из Николаева автоцистернами неизвестен, но эти объемы несоизмеримы с имеющимся дисбалансом в 24 тыс. т. Как были использованы оставшиеся 24 тыс. т авиатоплива в порту Николаева – неизвестно. Эксперты предполагают, что, возможно, некоторые импортеры топлива смешивают авиакеросин с дизельным топливом и реализуют его под видом ДТ. За счет семикратной разницы в акцизном налоге такое смешивание делает экономику продаж ДТ более выгодной.
Ранее директор “А-95” Сергей Куюн отмечал, что в 2017 г. дисбаланс между объемом импорта авиационного топлива в порт Николаева и его отгрузками с территории порта составил 85 тыс. т. Основываясь на оценках участников рынка, он допускает, что этот объем авиатоплива был смешан с ДТ и продан под видом дизтоплива. “На рынке уверены, что остальное было размешано с дизельным топливом и продано. Смысл? Акциз на ДТ EUR139/т, на керосин – EUR20 евро/т. Дешевый керосин продается как дорогой дизель. “Выхлоп” на указанном объеме – около 400 млн. грн.”, – писал на своей странице в Facebook Сергей Куюн.
В 2017 г. на украинский рынок было импортировано 336,4 тыс. т авиационного топлива (рост в 2,3 раза), еще 184,3 тыс. т произвел Кременчугский НПЗ (рост на 12%). При этом гражданские аэропорты и военные базы в 2017 г. суммарно получили порядка 361 тыс. т авиационного топлива (рост на 28,5%). (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)