Российский рынок полимерной упаковки, несмотря на все трудности, развивается в соответствии с меняющимися требованиями потребителей, особенно в сегменте пищевой упаковки, которая в наши дни, помимо основной функции, также должна обеспечить производителю узнаваемость и защиту брэнда, уменьшить растущее число контрафакта, “продать” товар и быть eco-friendly.
18 апреля в Москве прошла XIII международная конференция “Полимеры в упаковке и парфюмерно-косметической индустрии 2018”, организатором которой выступила компания INVENTRA (в составе группы CREON). “На наших мероприятиях неоднократно звучало утверждение, что именно сегмент полимерной упаковки является одним из наиболее перспективных направлений переработки полимеров в России. Более того, это – драйвер роста рынка в целом. Актуально ли утверждение на сегодняшний день? С одной стороны, продуктовое эмбарго никто не отменял, отечественные продукты, замещающие импорт, нужно во что-то упаковывать. С другой стороны, мы видим четкий тренд на экологичность, запрет некоторых видов упаковки из полимеров, а также общее снижение покупательской способности населения. Говоря о сегменте непищевой упаковки, стоит отметить, что не так давно в Минпромторге прошло несколько совещаний, где обсуждались вопросы импортозамещения как самой косметики и парфюмерии, так и упаковки для нее. Данному вопросу мы посвятили отдельное заседание с целью разобраться, что же происходит на самом деле”, – отметил генеральный директор INVENTRA Рафаэль Григорян, открывая конференцию.
В 2017 г. общий объем российского рынка упаковки составил $16-18 млрд., где общая доля рынка полимерной упаковки занимала 32%, в процентном соотношении с ней могут конкурировать только картонная и бумажная упаковки, на которые в совокупности также приходилось 32%, с таких данных начал доклад председатель технического комитета по стандартизации №223 “Упаковка” Росстандарта Петр Бобровский. Сегодня, по словам Бобровского, упаковка стала частью системы обеспечения прослеживаемости, благодаря которой можно ускорить логистические операции, улучшить сохранность товара и сократить потери. Например, использование RFID-меток в логистике, “умная” упаковка как часть “интернета вещей” (Internet of things). Другая тенденция – маркировка, обусловленная обязательными требованиями к продукции: QR-код, RFID, NFC и др. Среди тенденций, которые будут оказывать влияние на рынок в будущем, эксперт видит устойчивое развитие и “циркулярную” экономику. Примером может служить проект EU Plastics Strategy, основной целью которого является переработка 10 млн. т полимерных отходов в конкретные товары к 2025 г. Европейская комиссия предлагает каждой отрасли принять добровольные обязательства в рамках стратегии. Несмотря на культивируемый в обществе негатив по отношению к полимерной упаковке, связанный с экологическими трендами, сегмент продолжит развиваться и дальше. Говоря о расширенной ответственности производителя, выступающий отметил, что, наряду с имеющимися обязательными требованиями по утилизации упаковки, необходимо развивать систему сбора отходов полимерной упаковки и информировать общество о возможностях ее переработки.
Тему продолжила исполнительный директор “РусПэка” Любовь Меланевская и сообщила, что, согласно Федеральному закону №503 “О раздельном сборе отходов” от 31.12.2017 г., внесены изменения в законодательство РФ по обращению с отходами, однако механизмы внедрения раздельного сбора пока непонятны. Также были приняты распоряжения правительства от 28.12.2017 г. №2970-р “Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств” и №2971-р от 28.12.2017 г. “Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 гг.”. Меланевская отметила, что изменения напрямую связаны с расширенной ответственностью производителя в отрасли упаковки. Появились уточнения терминологии по РОП, разделились определения “сбор” и “накопление”, были сняты некоторые административные барьеры. По словам выступающей, работу над корректировкой законов необходимо продолжить: принять поправки в постановления по декларированию и отчетности, определить перечень документации, подтверждающей процент вторичного сырья в упаковке и срок окончания проверок, вывести комплектующие и сырье из регулирования и уточнить термин “отчетный период”. Чтобы расширенная ответственность производителя заработала, нужны понятные правила игры: равноправный вклад бизнеса, государства и населения. Производители несут ответственность с 2016 г., ассоциации уже два года готовы начать работать, но им требуется господдержка. Переработчики готовы перерабатывать отходы, но кто будет их собирать? Операторы по обращению с отходами и население, вероятнее всего, также находятся в состоянии готовности. Правительство почти определило полномочия, а субъекты РФ и муниципалитеты будут готовы к раздельному сбору полимерных отходов не ранее 2019 г. Законом по РСО, принятым в конце 2017 г., положено начало перемен. К успеху в сложившейся ситуации, по словам выступающей, может привести синхронное принятие законодательных актов, наделение обязательствами органов власти по внедрению раздельного сбора мусора и ответственностью за недостижение целевых показателей по РСО, а также внедрение инфраструктуры по РСО.
Начальник управления по продвижению полимеров “Нижнекамскнефтехима” Марат Фатыхов рассказал о пластиках НКНХ для упаковки и поделился информацией о том, что на предприятии освоены марки полиэтилена для гибкой упаковки РЕ 5118Р и РЕ 5118NM для производства выдувной рукавной пленки, ламинирования и компаундирования, а также новые марки полистирола для пищевой упаковки. В числе клиентов НКНХ Фатыхов назвал две компании, представители которых присутствуют на конференции – “Данафлекс-НАНО” и “ТИКО-пластик”. Также были представлены новые марки полистирола общего назначения (25FE, 25FEB, 35FE, 40FE,75FE, 95FM) и ударопрочного полистирола (45FE, 85FM). Их отличительной особенностью, по словам представителя компании, является пониженное содержание остаточного мономера. На сегодняшний день почти 80 тыс. т полистирола “Нижнекамскнефтехима” уходит на упаковку. В завершение доклада Фатыхов попросил партнеров обратить внимание на то, что мошенники активизировались и используют имена и фамилии специалистов НКНХ с целью обмана людей. “Прошу обращаться только к тем, кого знаете. У нас один домен в электронном адресе и один номер телефона. Для получения корректных сведений обращайтесь к официальному сайту компании”, – резюмировал представитель “Нижнекамскнефтехим”.
Руководитель аналитической службы “Данафлекс-НАНО” Рамазан Гимадиев сообщил, что компания активно использует отечественные сополимеры для производства пленочных материалов с дальнейшей конвертацией их в упаковку, а импортную продукцию использует только в случае, если не существует отечественных аналогов.
Коммерческий директор “ТИКО-пластик” Елена Лощилова присоединилась к вышесказанному и отметила, что компания также предпочитает отечественные аналоги импортной продукции, т. к. она совершенно несопоставима по цене. После проведенных технической службой тестирований (при положительных результатах) компания закупает отечественную продукцию.
По итогам 2017 г. мощности по производству полиолефинов в странах СНГ составили 4,3 млн. т. К 2021 г. производство может вырасти на 3,8 млн. т, из которых 2 млн. т будет приходиться на “ЗапСибНефтехим”, сообщил менеджер компании “СИБУР” Дмитрий Шастин. Шастин рассказал о перспективном марочном ассортименте “ЗапСибНефтехима” для гибкой упаковки и производства выдувной тары для парфюмерии и косметики, отметив также развитие сервисов и услуг, которые компания осуществляет в преддверии пуска предприятия. Также эксперт рассказал со ссылкой на общедоступные источники информации, что объем глобального рынка упаковочной пленки и листов, составивший в 2017 г. $105 млрд., к 2020 г. вырастет до $120 млрд. В течение десяти лет, по словам докладчика, у пластиковой упаковки будет один курс – на рост, который произойдет за счет различных региональных драйверов. Спрос на инновационную упаковку увеличится в Америке, Африке и Индии. В Европе “двигать спрос” начнет упаковка меньшего размера, а в Азии будет сделан акцент на “здоровую” упаковочную продукцию и разнообразие ее форм.
Марат Фатыхов поинтересовался у Шастина, на скольких установках “ЗапСиба” будет пущено производство ЛПЭНД? Представитель “СИБУРа” ответил, что руководство компании на данный момент ориентируется на одну установку в 400 тыс. т, которой, по их мнению, с лихвой хватит, чтобы покрыть существующий ежегодный импорт: “Мы понимаем, что объем рынка ЛПЭНД в России сейчас порядка 300-330 тыс. т, вы (НКНХ) регулярно увеличиваете свою долю, снижая импортозависимость. Одной установки “ЗапСибНефтехима” мощностью 400 тыс. т будет достаточно, чтобы покрыть весь российский спрос. Но в перспективе – можем подключить вторую”.
Начальник департамента развития и инноваций компании “Полиэр” Артур Руш попросил многолетних поставщиков их компании – НКНХ и “СИБУР” – от числа всех клиентов давать простую, но четкую аргументацию при поднятии цен на полимеры. “Мы сотрудничаем много лет, два года вы не повышали цены, а мы, в свою очередь, не повышали их дистрибуторам и конечным заказчикам. Но с декабря 2017 г. вы стали их повышать еще при стабильном курсе валют. Конечно, мы вынуждены транслировать это повышение и дальше – в оптовый канал, конечным потребителям. Реакция их была понятна, а убедительно объяснить, с чем связано произошедшее, мы не могли. Точнее, вынуждены это были делать только своими силами. Логика заказчика простая – он готов принимать повышения цены на фоне роста курса валют. Его принимают даже самые сложные заказчики. Но на фоне стабильного курса, а тем более укрепляющегося рубля (в этом году были такие периоды), поднятие цены вызывает непонимание и раздражение. Получается, что нам приходится “подгонять ответ под вопрос”, а некоторым клиентам важна именно аргументация от производителей полимеров. Было бы значительно проще, если бы производители предоставляли нам аргументацию при повышении цены на сырье, ориентированную именно на конечного заказчика”, – уточнил Руш.
Аналитик компании INVENTRA Андрей Шифрин представил обзор российского рынка пленок. Производство и потребление полиэтиленовых пленок в России в 2017 г. снизилось по сравнению с 2016 г. за счет уменьшения производства пакетов и составило 980 тыс. т, а потребление – 1 млн. т. Снижение производства пакетов и потребления пленки, по прогнозу аналитика, продолжится и в 2018 г. Производство полипропиленовых пленок уже четыре года показывает рост. В 2017 г. оно составило 230 тыс. т при потреблении 216 тыс. т. На сегодняшний день, по словам Шифрина, ПП-пленки – единственный сегмент с положительным внешнеторговым балансом и профицитом производства. Из зала прозвучал вопрос, какой прогноз может дать аналитик на текущий год? Эксперт предположил, что в 2018 г. ожидается дальнейший рост производства ПП пленок.
В продолжение “пленочной” темы высказалась директор по продажам в России и СНГ “Вотерфолл ПРО” Екатерина Ананько: “В конце прошлого года наша компания вышла на загрузку одной линии при полном ассортиментном выпуске простых и сложных пленок. На сегодняшний день мы производим и продаем 3,5 тыс. т в месяц – 70% от всех производственных мощностей. Стопроцентную загрузку планируем на конец текущего года, что позволит в 2019 г. выйти на суммарный объем 60 тыс. т”.
Шифрин также сообщил, что производство ПВХ пленок в России повысилось на 2 тыс. т по сравнению с 2016 г. и составило 34 тыс. т, а потребление снизилось на 2 тыс. т и в 2017 г. не превысило 120 тыс. т. На данный момент российские производители ПВХ пленок выпускают преимущественно упаковочные пленки. “Клекнер пентапласт рус”, “ДПО Пластик” и “Кларити” – основные производители в РФ.
В сегменте ПЭТФ пленок ситуация достаточно стабильная: показатели по производству не изменились по сравнению с 2016 г., оно по-прежнему остается на уровне 12 тыс. т. Так же и потребление, которое и в 2016 г., и в 2017 г. составило 35 тыс. т.
Рынок гибкой упаковки в России будет расти на 2% ежегодно, при этом прирост российского производства составит 3-4%. Объемы импорта стабилизируются, достигнув примерно 300 тыс. т, такую информацию сообщила коммерческий директор “ТИКО-Пластика” Елена Лощилова. В числе трендов гибкой упаковки выступающая выделила повышение функциональности, экологичность, рациональную утилизацию, минимализм, элегантность, уникальный леттеринг, объемное изображение и сохранение свойств продукта. Российское производство гибких пленок к 2020 г., возможно, достигнет рекордного показателя и закрепит позиции на уровне 800 тыс. т, начиная с 2018 г. Среди основных драйверов роста рынка Лощилова выделила рост производства в конечных отраслях за счет восстановления отечественной экономики и переход на гибкую упаковку в большинстве отраслей потребления за счет роста требований, которым она удовлетворяет наилучшим образом.
От имени крупных заказчиков полимерной упаковки выступил руководитель направления закупок упаковки группы “Черкизово” Сергей Попов и сообщил, что оценочный объем российского рынка пленок и пакетов для упаковки продуктов из мяса птицы составляет около 23 тыс. т. Лидируют в потреблении традиционные пакеты из ПЭНД и ПЭВД, занимая 27% от общего тоннажа используемых полимерных пленок в упаковке птицы, на втором месте – пленка стрейтч паллетная (26%), на третьем – пленка ПВХ-стрейтч (22%), далее – викет-пакеты (15%). Другие виды современных высокотехнологичных пленок занимают по 3% и менее. Потребление полимеров для полужесткой упаковки в сегменте птицепереработки РФ, по данным Попова, составляет от 23 до 28 тыс. т в год, из которых 2 тыс. т приходится на ПП- лотки, 20 тыс. т – на лотки из вспененного полистирола, 1 тыс. т – на лотки из ПЭТФ и от 1 тыс. т до 5 тыс. т, в зависимости от сезона, – на ведра из полипропилена.
По итогам 2017 г. в Россию импортировано 27 тыс. т изделий для закупорки на $142 млн., рассказал руководитель проекта коммерческого отдела Смоленского завода пластиковых изделий Павел Нестеров, отметив, что общий объем импорта пробок, крышек и колпачков в Россию за 2015-2017 гг. составляет 81.4 тыс. т, или $421 млн. в финансовом выражении. Среди крупнейших импортеров – Беларусь, Китай, Германия, Польша и Италия.
Рафаэль Григорян поинтересовался у крупных потребителей полимерной упаковки, какими критериями они руководствуются при покупке?
“Мы руководствуемся тремя факторами: цена, качество, сроки изготовления. Качество для нас имеет приоритетное значение, т. к. не вся пленка подходит для упаковки замороженных продуктов. Сроки изготовления играют также важную роль ввиду того, что мы стараемся быстро выводить свою продукцию на рынок”, – поделилась мнением менеджер по снабжению компании “Морозко” Ольга Шадуро.
“Сегмент упаковки для парфюмерии и косметики заслуживает отдельного внимания, ведь именно в нем упаковка – своего рода канал коммуникации с покупателем, где важность ее внешнего вида и качества трудно переоценить. Форма, качество печати, оформление, конструкция – главные составляющие”, – отметил Рафаэль Григорян перед началом специального заседания конференции, посвященного данному сегменту.
Заседание открыл аналитик компании INVENTRA Вячеслав Гущин, сообщив, что в 2017 г. в России было произведено около 2,4 млрд. единиц различных видов косметики: 26% в структуре производства занимают средства по уходу за волосами, 14% и 12% – средства для гигиены полости рта и дезодоранты соответственно. Оставшиеся проценты распределились между кремами по уходу за кожей и другой косметической продукцией. С 2015 г. потребление пластиковой упаковки в РФ в сегменте косметических средств снизилось на 7,5%, в 2017 г. оценивается в 35 тыс. т, что составляет приблизительно 1,980 млрд. единиц различных флаконов, туб и других видов упаковки. Падение спроса на пластиковую упаковку обусловлено, в первую очередь, снижением производства косметических средств в России в ключевых сегментах потребления: с 2015 г. по 2017 г. на 12% снижается выпуск шампуней, за этот же период на 49% – выпуск средств по уходу за лицом, на 17% – выпуск средств по уходу за телом. Также эксперт отметил, что основной полимер, используемый в упаковке косметики, – полиэтилен. Доля импорта в потреблении в минувшем году составила 42%, в физическом выражении этот показатель вырос с 13,4 тыс. т в 2016 г. до 14,4 тыс. т в 2017 г. Спрос падает именно на пластиковую упаковку, произведенную в России. Основной поставщик пластиковой упаковки для косметики – Беларусь, в 2017 г. ее доля в структуре импорта составила 48%. Крупнейшие регионы-производители косметических средств в России – Московская и Свердловская области, Москва и Санкт-Петербург, где в 2017 г. было произведено 59% всей косметики.
По оценке компании Nielsen, в 2017 г. совокупный рост сегмента бытовой химии и товаров для гигиены в России составил 2,6%, при этом категории, входящие в него, показали рост в денежном выражении: рынок мыла – на 1%, рынок средств по уходу за кожей – на 4,1%, средств по уходу за волосами – на 4,7%, такую информацию сообщил директор по закупкам компании “Конфлекс СПБ” Алексей Стадник. Производство упаковки для парфюмерно-косметической отрасли в портфеле заказов “Конфлекс СПБ”, несмотря на тенденцию к снижению некоторых сегментов в натуральном выражении, показало рост по отношению к 2016 г. на 3%. Всего с 2010 г. по 2017 г. прирост сегмента в портфеле заказов “Конфлекс” составил 123%.
Исполнительный директор компании “Зеленая дубрава” Валентина Федорцова от имени потребителей обозначила важную проблему: “Мы, как и многие потребители, столкнулись с проблемой невозможности поиска производителя, который бы делал работу “под ключ”, совершая весь цикл упаковочных процессов. Вторая проблема – малое количество производителей упаковки, которые регистрируют ее как упаковку для медицинской продукции, потому что это длительный и сложный процесс. А нам, как производителям медизделий, сложно регистрировать свою продукцию в упаковке для косметики и парфюмерии. Что с этим делать? Где найти подходящих отечественных производителей упаковки под все критерии?”. Рафаэль Григорян уточнил, что 29 мая компания INVENTRA проведет конференцию “Полимеры в медицине 2018” и существующая проблема будет обсуждена в рамках будущего мероприятия.
Директор по развитию производства Московской косметической фабрики “Рассвет” Елена Чайкова рассказала о видении ситуации глазами их компании. Например, основные импортеры упаковки тубного производства, которую они используют, – Украина и Беларусь, их цена на данный момент ниже российской. “При выборе продукции мы солидарны с критериями, озвученными компанией “Морозко”: цена, качество и сроки”, – резюмировала Чайкова.
Генеральный директор “Инкосметик” Игорь Чистяков поддержал коллег по поводу цен и возможностей производителей. И отметил, что Беларусь всегда была лидирующей по инновациям, таким как шелкография, тиснение на полиэтиленовых флаконах и др., а в России, на данный момент, есть только один производитель, наносящий шелкографию на полиэтиленовые флаконы – “Космопак”, объемы производства которого пока малы по сравнению с импортом.
Алексей Стадник в продолжение разговора попросил коллег учитывать один важный момент: многие белорусские предприятия получают деньги от государства и технологии от международных компаний. А отечественные – развиваются на деньги собственных акционеров, единственный пример положительного государственно-частного партнерства – компания “Данафлекс-НАНО”, ставшая лидером отрасли гибкой упаковки”.
Менеджер по упаковке Henkel (Rus) Савр Бичеев в завершение круглого стола отметил, что, на его взгляд, “упаковочные” тренды и веяния сейчас положительные. Область развивается, а локальные игроки, находящиеся на этапе подъема и развития, могут поставлять упаковку разного типа и высокого качества, которая сравнима с европейскими аналогами. (Rcc/Химия Украины и мира)