Константин Жеваго реструктуризирует свой главный актив по производству автошин. Фонд гарантирования вкладов может потерять 2 млрд. грн.
30 апреля акционеры ЧАО «Росава» решили ликвидировать компанию. Об этом стало известно из сообщения компании в системе раскрытия информации НКЦБФР.
«Росава» входит в финансово-промышленную группу Константина Жеваго и эксплуатирует Белоцерковский шинный завод. В 2017 г. крупнейший украинский производитель шин выпустил около 4,5 млн. шин и контролировал 40% отечественного рынка. В планах на 2018 г. – увеличение доли до 50%.
Почему бизнесмен решил ликвидировать компанию и что ждет брэнд Rosava в будущем?
Белоцерковский шинный завод (с 2011 г. – ЧАО “Росава”) открыт в 1972 г. Компания выпускает продукцию под брэндом Rosava. Производственные мощности компании – около 6 млн. шин в год. В 2017 г. компания нарастила чистый убыток на 73,8% до 717,79 млн. грн. Чистый доход упал на 41,7% до 875,27 млн. грн.
Операция “Реструктуризация”. Решение собрания акционеров по сути означает реструктуризацию предприятия и соответствует требованиям рынка о разделении различных сегментов: производства шин, их реализации, маркетинговой стратегии и др. Так прокомментировал сообщение НКЦБФР генеральный директор «Росавы» Александр Далиба. По его словам, реструктуризация предусматривает полное сохранение текущих рабочих мест, увеличение объемов производства, дополнительные инвестиции в предприятие, создание дополнительно не менее 75-125 рабочих мест ежегодно.
Как ликвидация компании соотносится с инвестициями и ростом производства? Одна из версий, объясняющих проведение реструктуризации, – многомиллионные долги завода. Ликвидация юрлица позволит ему не платить по накопившимся обязательствам и продолжить работу “очищенного” завода уже в рамках новой структуры, опасается крупный кредитор компании – Фонд гарантирования вкладов физлиц. По данным Concorde Capital, на конец 2017 г. на балансе «Росавы» накопились банковские займы на 1,08 млрд. грн., кредиторская задолженность – на 530 млн., прочая задолженность – на 940 млн.
Кредитные истории. Традиционный финансовый партнер «Росавы» – банк «Финансы и Кредит», который также входил в одноименную ФПГ Константина Жеваго. В сентябре 2015 г. НБУ признал банк неплатежеспособным. По данным Фонда гарантирования вкладов физлиц, «Росава» должна ФИКу почти 2 млрд. грн. По ряду кредитных договоров, связанных с компаниями Жеваго, предприятие выступает поручителем. “В судах находится ряд дел о взыскании задолженности «Росавы» на более 2 млрд. грн. с учетом штрафных санкций и судебных расходов, – рассказали в пресс-службе фонда. – «Росава» всячески пытается затягивать их рассмотрение”.
Основная судебная активность «Росавы» касается договоров поручительства. Ключевой аргумент – изменение условий кредитного договора без ее ведома.
В одном из таких дел (заемщик – ООО «ТД «Росава» по мультивалютному кредиту на 25,5 млн. грн., поручитель по кредиту – ЧАО «Росава») суды согласились снять обязательства с поручителя. Шинный завод заявлял, что его не уведомили об изменении срока выплаты процентов. Сейчас ТД «Росава» находится в процедуре банкротства. Ликвидатор Фонда гарантирования проиграл апелляцию по этому делу, Высший хозсуд отказал ему в удовлетворении кассации.
Аналогичные разбирательства «Росава» инициировала по кредитам банка «Финансы и Кредит» компаниям «Киевмедпрепарат», «Прогресс-Груп», «Валса ГТВ», «Киевский судостроительный-судоремонтный завод», «Укрэнергосбыт», «Кременчугский кожзавод». Все они входят в неформальную промышленную империю Жеваго, чьи активы Forbes оценил в $1,6 млрд. Последнее дело «Росава» проиграла: в августе 2016 г. суд постановил взыскать с «Кременчугского кожзавода» как должника и «Росавы» как поручителя солидарно 84 млн. грн. Госисполнитель начал взыскание только через полтора года – в январе 2018 г. Но за счет другого иска «Росаве» удалось отложить процесс до конца апреля. Сразу после этого компания объявила о “реорганизации”.
В Фонде гарантирования опасаются, что таким образом собственники «Росавы» пытаются заблокировать взыскание долгов в принудительном порядке. “По закону, погашения не производятся во время ликвидаций/реорганизаций крупных предприятий, процедура требует формирования реестра кредиторов, что может затянуться на годы, – отмечает пресс-служба фонда. – Кроме этого сохраняется вероятность, что ЧАО «Росава» передаст свое имущество одним правопреемникам, а обязательства – другим”.
В августе 2017 г. Генеральная прокуратура инициировала расследование по поводу двух кредитов на 1 млрд. грн., которые «Росава» получила от банка «Финансы и Кредит» с июня по август 2015 г. – за несколько месяцев до его банкротства. С 1 января 2015 г. банк по решению Нацбанка входил в число проблемных и имел ограничения на операции со связанными лицами. Выдав кредит «Росаве», он фактически нарушил запрет. В деле также фигурируют другие “родственные” компании – три предприятия группы КрАЗ, получившие от банка 1,2 млрд. грн. Банк признал эти компании связанными в июне 2015 г.
В феврале и июне 2015 г. ФИК получил от НБУ 1,45 млрд. грн. стабкредитов. Общая сумма задолженности банка перед регулятором – 6,3 млрд. грн., заявляла во время выступления в Раде экс-глава Нацбанка Валерия Гонтарева. Компании Жеваго («Росава», Белоцерковская ТЭЦ, гостиница «Салют» и пр.) выступали в качестве обеспечения по кредитам ФИКа в НБУ. «Росава» также пыталась разорвать договор поручительства на 1 млрд. грн. под предлогом нечеткого описания залогов. В Нацбанке отказались комментировать тему взыскания долга с компании «Росава», ссылаясь на банковскую тайну.
От долгов к прибыли. При реструктуризации компания будет преобразована в несколько других субъектов, следует из сообщения предприятия.
“Главный вопрос: кто несет бремя возврата долгов по кредитам, какая компания замкнет на себе производственные мощности, а также кто будет обладать правами на брэнд Rosava, – говорит руководитель проектов практики безопасности бизнеса Juscutum Александр Горобец. – Обычно в ликвидационную яму сваливают все долги, а самое ценное и очищенное от обязательств имущество перетекает в другие предприятия”.
В «Росаве» не ответили на вопрос, кому достанутся мощности, а кому – обязательства компании.
Несмотря на негативные финансовые показатели, «Росава» имеет рыночные перспективы. “Согласно ее отчетности, «Росава» является глубоко убыточной, но это не обязательно значит, что весь шинный холдинг Жеваго находится в плохом состоянии”, – говорит руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
Холдинг остается лидером украинского рынка шин, отмечает Паращий. В прошлом году он получил не менее 4 млрд. грн. выручки против 875 млн. грн. у ЧАО. (liga.net/Химия Украины и мира)