Эксперты мирового рынка оценивают влияние санкций США против Ирана для экспорта карбамида и отрасли минеральных удобрений.
8 мая президент США Дональд Трамп заявил о выходе из соглашения по ядерной программе Ирана и поручил Минфину в ближайшее время восстановить санкции против Тегерана. США будут моментально вводить санкции против компаний, которые будут вести бизнес с Ираном. Для тех, кто работает в Иране, предусмотрен срок от 3 до 6 месяцев для закрытия бизнеса в запрещенной стране.
Иран является одним из крупнейших мировых экспортеров азотных удобрений. В 2017 г. на внешние рынки из страны было поставлено 2,9-4,0 млн. т карбамида. Хотя Иран не экспортирует заметного количества карбамида в США, но в его зону интересов входят Турция, Индия, Латинская Америка, Китай и Европа.
Производственные мощности аммиака в Иране в текущий момент составляют 5,2 млн. т, карбамида – 6,7 млн. т. Домашнее потребление карбамида в разные годы колеблется в пределах 1,5-2,0 млн. т. Имея источник одного из самого дешевого газа в мире, Иран активно развивает азотное производство. В прошлом году был пущен новый цех Pardis 3 мощностью около 1,1 млн. т, а на конец этого года анонсирован ввод в эксплуатацию нового проекта Lordegan, способного производить аналогичный годовой объем карбамида.
Оценки экспорта из Ирана существенно расходятся в разных источниках. По разным данным в 2017 г. из Ирана было экспортировано от 2,9 до свыше 4 млн. т карбамида. Основным получателем выступила Индия, закупив 1,6 млн. т. Крупным получателем из черноморского региона является Турция, куда было отправлено 560 тыс. т. По 110 тыс. т закупили за год Бразилия и Китай.
Санкции против Ирана будут означать, что операторы, работающие на глобальном рынке, не смогут проводить долларовые операции с иранскими компаниями или вступать в кредитные взаимоотношения, так как не захотят сами попасть под санкции. Скорее всего, от продукции иранских производителей не откажется Индия, так как цены на карбамид в Иране одни из самых низких в мире и логистика короткая. А вот покупатели из Турции, а также трейдеры, зарегистрированные в Европе и работающие по всему миру, в частности по Бразилии, вряд ли осмелятся входить в конфронтацию с США.
Таким образом может открыться новое пространство в полмиллиона тонн в премиальном для Украины черноморском регионе. Даже не смотря на падение экспорта, в 2017 г. Турция оставалась важнейшим контрагентом украинских экспортеров. По данным агентства “Инфоиндустрия”, за прошлый год туда было отправлено 137 тыс. т украинского карбамида. В предыдущие годы позиции украинских заводов были еще сильнее. Пикового значения объем экспорта в Турцию из Украины достиг в 2015 г. (757 тыс. т). Тогда Украина была важнейшим поставщиком удобрения в Турцию.
Воспользоваться отсутствием сильного конкурента для экспорта карбамида прежде всего смогут поставщики России и Северной Африки, которые имеют преимущество перед украинцами в себестоимости и доступе к сырью.
Санкции вступят в силу в августе, а до ухода трейдеров с иранского рынка еще есть время. Не исключено, что за этот период участники процесса могут достигнуть взаимопонимания и ограничения не будут запущены. (Главный аналитик “Инфоиндустрия” Михаил Саницкий/Химия Украины и мира)