Снижение акцизов на нефтепродукты – первая часть налогового маневра. Вице-премьер России Антон Силуанов заявил, что Кабинет министров намерен приступить к завершению налогового маневра в нефтянке начиная с 2019 г. По информации СМИ, президент России Владимир Путин в конце апреля одобрил завершение налогового маневра в нефтяной отрасли к 2024 г.: ежегодное уменьшение экспортной пошлины на 5 процентных пунктов и при этом соразмерное повышение НДПИ.
В то же время Силуанов рассказал, что в качестве первой части этого маневра было принято решение о снижении акцизов на нефтепродукты с 1 июля 2018 г. Это свидетельствует о желании правительства притормозить растущие цены на ГСМ, однако даже среди министров никто не сомневается, что полностью остановить этот рост невозможно.
Бензин равняется на нефть. Необходимость поддержки внутреннего рынка топлива назрела давно. В 2015-2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась больше чем в 3 раза. Тем не менее, до марта 2018 г. цены на горючее росли медленно и в большинстве регионов не превышали 40 руб./л. В этих условиях никто в правительстве акцизы снижать не собирался. Однако уже в апреле, в связи с повышением стоимости нефти, картина резко поменялась: средняя цена бензина превысила психологическую отметку в 40 руб., после чего продолжила рост. По данным Росстата, только за неделю средняя розничная цена бензина в России увеличилась на 1,8% и на 21 мая достигла 42,03 руб./л. Цены на Аи-92 по сравнению с 14 мая увеличились на 77 коп., составив 42,03 руб./л, Аи-95 подорожал на 78 коп. до 43,27 руб./л, марки Аи-98 – на 56 коп. до 48,27 руб./л. Стоимость дизтоплива увеличилась на 69 коп. и составила 43,1 руб./л.
Эти данные говорят о том, что ситуация на внутреннем рынке топлива в России очень серьезная. Это не простое сезонное повышение спроса на горючее из-за проснувшихся дачников и посевной, а государственная проблема, которая обязательно разгонит инфляцию и в итоге затронет всю экономику страны. Правительство и Госдума уже не могли оставаться в стороне и решили все же предпринять какие-то действия.
Цены назад не ползут. 23 мая вице-премьер Дмитрий Козак первым заявил о том, что власти РФ приняли решение снизить акцизы на дизтопливо на 2000 руб./т от действующих, на бензин – на 3000 руб. “Это должно произойти не позднее 1 июля. У нас планировалось, исходя из предыдущего состояния рынка, повышение акциза еще на 500 руб. Напомню, что с 2010 г. акцизы на моторное топливо увеличились в 2,5 раза”, – заявил Козак. По его мнению, это должно помочь стабилизировать ситуацию на рынке.
Однако ни о каком снижении цен речь не идет. В нефтяных компаниях, да и в самом правительстве подчеркивают, что снижение акцизов лишь на какое-то время стабилизирует рынок, не более того.
“Мы благодарны правительству, что решение принято. Это изменение акцизов позволит на какой-то период стабилизировать цены, но я не думаю, что оно будет работать на понижение этих цен”, – сказал глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов.
Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин подчеркнул, что текущий рост цен на бензин может разогнать инфляцию в РФ в 2018 г. “Рост цен на бензин с точки зрения на инфляцию определенный вклад дает. В целом по году, я думаю, можно говорить о дополнительном эффекте в несколько десятых процентных пункта”, – сказал Орешкин.
Отраслевые эксперты напомнили, что отличительная черта российского рынка в том, что цены на бензин увеличиваются при любом удобном случае – и когда стоимость нефти падает, и когда она растет. По их мнению, в ближайшее время ситуация не поменяется.
Стоимость топлива всегда растет. Инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский считает, что рост стоимости горючего в России обусловлен неэластичной экономикой, из-за которой оптовые повышения цен моментально транслируются на розничный рынок. “В Европе и в США если цена нефти снижается, то и стоимость бензина на АЗС падает. В России же если стоимость нефти падает, невозможность снижения цен на ГСМ объясняют ослаблением рубля. Повышение стоимости “черного золота” также является хорошим объяснением роста цен на топливо. Кроме того, прогрессивный налог привязан к цене на нефть”, – заметил аналитик. Он напомнил, что с середины 1990-х цены на бензин постоянно росли. “Исходя из истории вопроса можно констатировать, что снижение цен на бензин – это сказка. Конечно, шаги по регулированию топливного рынка возможны и желательны. Скорее всего, при ФАС будет учреждена какая-нибудь инспекция, которая будет следить за ценами. Но как только посевная в северных регионах закончится, актуальность сдерживания будет утрачена. У нефтяных компаний будут развязаны руки, а в такой ситуации они, как правило, повышают цены”, – заявил Рожанковский.
Он добавил, что роста цен следует ждать еще и потому, что налог на автотранспорт в этом году временно отменен и, скорее всего, он заложен в стоимость бензина. “Это более весомый фактор, нежели снижение акцизов, поскольку акцизы уменьшаются на среднеоптовом уровне, а влияние налогов происходит на уровне отпускных цен”, – указал эксперт.
Экономист Михаил Хазин заметил, что правительство начало действовать – и то хорошо. Он также считает, что приостановить рост цен снижением акцизов удастся, а снизить – вряд ли. Что же касается влияния налогового маневра на топливный рынок России, Хазин заметил, что снижение экспортных пошлин должно привести к увеличению экспорта. “Экспорт увеличивается, соответственно бензина и нефти на внутреннем рынке становится меньше и стоимость топлива растет. Для того, чтобы сдержать внутренние цены, пошлины надо повышать”, – считает эксперт.
На вопрос, почему цены на бензин в России всегда движутся в одном направлении, эксперт ответил, что всему виной установившаяся на российском рынке олигополия. “Олигополия исходит из логики, что пока имеется спрос, понижать стоимость глупо. У нас нет системы, которая бы могла регулировать цены в противоположном направлении. Например, в США такая система есть”, – указал экономист.
Правительство хочет “отвязать” бензин от нефти. Вместе с тем в правительстве понимают всю бесперспективность постоянного “ручного” регулирования топливного рынка. Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов сообщил, что Минфин РФ в рамках налогового маневра в ТЭК продумывает формулу, которая снизит зависимость внутренних цен на топливо от мировых цен на нефть. “В рамках завершения налогового маневра мы сейчас прорабатываем системные механизмы демпфирования такого стремительного изменения цены на нефть на внутреннем рынке и в оптовом звене в зависимости от колебания мировых цен на нефть. Продумываем некую формулу, которая позволила бы снижать эти риски. Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения – это неправильно”, – сказал Сазанов.
Минэнерго же еще попытается отстоять интересы нефтеперерабатывающей отрасли. Министр энергетики Александр Новак сообщил, что его ведомство рассчитывает, что обсуждение налогового маневра будет продолжено. “Надеюсь, мы еще сможем обсудить завершение налогового маневра с коллегами из федеральных органов власти”, – заявил министр. Он считает, что к 2025 г. необходимо создать такой механизм снижения экспортной пошлины, который бы позволил закончить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)