Второй год экспорта американского СПГ вызывает много вопросов об эффективности. Американский СПГ неконкурентоспособен в Европе и АТР, однако в силу ряда особенностей реализованной в США бизнес-модели убытки несут не продавцы газа в США или владельцы заводов по производству СПГ, а его покупатели.
Тем временем “Газпром” обновляет рекорд по объемам поставок своего газа в Европу, выросли цены на нефть. Что же за это время произошло с американским СПГ? Анализируют эксперты журнала “Газпром”.
Рост количественных показателей. В прошлом году глобальное предложение СПГ возросло на 38 млрд. куб. м, на США и Австралию пришлось по 40% прироста. Поставки американского газа в 2017 г. (по дате прибытия) составили 13,3 млн. т, увеличившись почти в 4,5 раза с 2016 г. и обеспечив полную загрузку трех существующих технологических линий завода Sabine Pass. Такой высокий показатель утилизации (при среднемировом 79%) отчасти объясняется прописанным во многих контрактах на покупку американского СПГ условием “сжижай или плати”, предполагающим взимание фиксированной платы за аренду мощностей по сжижению в коридоре $2,25-3/МБТЕ на заводе Sabine Pass и $3,5/МБТЕ для завода Corpus Christy в независимости от их фактического использования.
Помимо объемов производства американского СПГ почти в два раза увеличилось и число импортирующих его стран, по итогам прошлого года составившее 26 шт. (14 шт. – в 2016 г.). Новички наполовину представлены европейскими государствами: Францией, Литвой, Нидерландами, Великобританией, Мальтой и Польшей. При этом поставки в эти страны были преимущественно единичными (без долгосрочных контрактов) и осуществлялись в зимний сезон, когда на пике спроса за 1 МБТЕ сжиженного газа можно было получить до $8,5-10.
В середине года фокус поставщиков американского газа сместился в сторону Латинской Америки, почти 70% экспорта пришлось на Мексику, самую удобную с точки зрения логистики страну. Так, время в пути до самого близкого к США мексиканского порта Altamira составляет 5 дней, что сопоставимо со средним временем в пути газовоза с “Сахалина-2” до Японии. При этом цены на СПГ в Мексике близки к котировкам на сжиженный газ в АТР, а дорога до Азии в среднем в 6 раз длиннее.
В целом по прошлому году наибольшие объемы (40%) американского СПГ были направлены в АТР – регион, который не только имеет максимальный ценовой дифференциал к Henry Hub, но и является основным центром роста импорта сжиженного газа. В 2017 г. Китай продемонстрировал рекордное увеличение закупок СПГ (16 млрд. куб. м), тем самым обеспечив дополнительный рынок сбыта для американского газа.
В прошлом году на фоне роста цен на нефть, а также реализации программ переключения с угля на газ в загрязненных и густонаселенных городах вдоль восточного побережья Китая был зафиксирован колоссальный рост как спотовых СПГ-котировок, так и цен по долгосрочным контрактам, привязанным к “японскому нефтяному коктейлю” (JCC). Так, первые в 2016-2017 гг. увеличились с $5,7 до $7,1/МБТЕ, вторые – с $6,8 до $8,2/МБТЕ.
Однако абсолютный рост объемов экспорта американского СПГ в 2017 г. не сопровождался улучшением экономики поставок. Опять же на примере Китая, положительных показателей продавцам газа из США удалось достичь только дважды. Первый раз – с середины декабря 2016 г. до середины января 2017 г., когда на австралийском заводе Gorgon произошел сбой, приведший к остановке отгрузки СПГ. Второй – с середины октября 2017 г. до февраля 2018 г. на фоне аномально низких температур в регионе. В среднем по году поставки американского СПГ в Китай приносили убыток. Поэтому в этом году основная надежда экспортеров СПГ из США связана с продолжением активного прироста спроса на газ в Китае и возникновением ценовых всплесков.
Ухудшение всех показателей. Американский СПГ по итогам 2016 г. имел не самое привлекательное положение по сравнению с другими экспортерами сжиженного природного газа по показателю стоимости его поставки на потребительские рынки. В 2017 г. практически все формирующие эту стоимость составляющие только ухудшились, кроме того, возрос риск образования “узкого горлышка”.
Активное увеличение объемов и изменение торговых потоков американского СПГ в сторону АТР спровоцировало растущий спрос на Панамский канал. Так, если в 2016 г. через канал прошли 20 газовозов, то в 2017 г. их число увеличилось до 110. Несмотря на недавнее расширение данной водной артерии, квота на транзит СПГ-танкеров сегодня составляет всего 7 газовозов в неделю, что значительно ниже наблюдаемой в пиковый сезон потребности в канале.
При удвоении мощностей по сжижению газа в США к концу текущего года и продолжении роста импорта СПГ азиатскими странами ситуация может заметно ухудшиться. Так, по оценкам Oxford Institute for Energy Studies, к началу 2020-х годов будет достигнута предельная загрузка Панамского канала для СПГ-танкеров. Иными словами, может потребоваться дальнейшее расширение мощности этого маршрута, в чем не в последнюю очередь будет заинтересован Китай.
Следствием наблюдаемого по всему миру роста вводов СПГ-заводов стало увеличение спроса на газовозы, что привело к повышению фрахтовых ставок. Так, к концу 2017 г. суточная плата за аренду танкера составляла порядка $70 тыс. по сравнению с минимальными значениями ниже $20 тыс. в первой половине 2016 г. С ростом фрахтовых ставок соответствующие затраты для всего танкерного флота, перевозящего в 2016-2017 гг. американский СПГ, в среднем выросли на 45%, или на $0,18/МБТЕ. Вслед за ценами на нефть увеличилась и стоимость мазута, используемого газовозами в качестве бункерного топлива, что, по оценкам, дало $0,09/МБТЕ увеличения стоимости американского СПГ на внешних рынках в 2017 г.
Основной вклад в увеличение стоимости СПГ из США у потребителей обеспечил рост спотовых цен на газ Henry Hub, к которым привязаны цены экспортных контрактов, а также вступление в силу новых соглашений, в которых была зафиксирована более высокая плата за сжижение газа.
Тем не менее, увеличение средней стоимости поставки американского СПГ соответствовало среднему росту цен на СПГ в ключевых странах-импортерах ($1,1-1,4/МБТЕ), что в целом по году нивелировало потенциальные экономические потери для экспортеров, а в некоторые периоды позволило даже получить прибыль.
Лови момент. За счет большого транспортного плеча (в среднем за 2017 г. путешествие в обе стороны занимало 60 дней) самая высокая стоимость газа из США в прошлом году фиксировалась в АТР. Поэтому поставки в этот регион по итогам года приносили средний убыток экспортерам газа из США порядка $1,1/МБТЕ, что, как было отмечено выше, не помешало Азии стать самым крупным покупателем американского СПГ. Дело в том, что при отсутствии дополнительной ниши в других регионах поставщики сжиженного газа из США вынуждены нести большие убытки.
Что касается европейского рынка, то американский газ не может претендовать на то, чтобы занять здесь заметную долю, так как в данном регионе он является одним из самых неконкурентоспособных.
Как упоминалось выше, диапазон цен на СПГ в 2017 г. был значительно шире, чем годом ранее, что в некоторые моменты позволяло экспортерам американского газа получать до $2,5/МБТЕ премии. В случае, когда размер нетбэка ниже цены в порту отправления, при поставке генерируется убыток. Если в 2016 г. средний нетбэк во всех странах кроме Мексики оказывался ниже стоимости газа на FOB, то в 2017 г. ситуация несколько улучшилась и этот показатель периодически попадал в диапазон произведенных затрат, но не превышал его.
Когда у экспортеров пусто, у владельца СПГ-завода густо. Американскому владельцу СПГ-заводов Cheniere Energy по итогам 2017 г. удалось добиться значительного улучшения финансовых результатов. Пуск третьей технологической линии Sabine Pass в I квартале минувшего года и полная загрузка первых двух линий в течение всего года позволили многократно нарастить объемы реализации. Наряду с ростом цен на СПГ это обеспечило увеличение выручки компании с $1,28 млрд. в 2016 г. до $5,6 млрд. в 2017 г., или $6,96 и $7,96/МБТЕ реализованного СПГ соответственно.
Фактор повышения цены Henry Hub отразился в росте себестоимости. Этот минус относится к модели СПГ-бизнеса в США, где, в отличие от большинства производителей газа, завод не находится в структуре ВИНК, а является независимой организацией. Таким образом, риски возникновения всплесков внутренних цен на газ берет на себя производитель. Рост себестоимости реализации на $1,27 долл./МБТЕ был компенсирован снижением операционных издержек на $2,42/МБТЕ за счет эффекта масштаба производства. В результате удельная операционная прибыль выросла в 2017 г., составив $1,97/МБТЕ по сравнению с убытком в $0,16/МБТЕ в 2016 г. Свободный денежный поток Cheniere остался отрицательным, однако наметилась динамика к росту: если в 2016 г. на каждый МБТЕ реализованного СПГ компания теряла более $25 свободных денежных средств, то в 2017 г. – $2,8. При этом операционная эффективность Cheniere на 1 МБТЕ второй год подряд остается близкой к нулю, хотя в абсолютном выражении EBITDA компании выросла с $0,1 млн. до $1,7 млрд. Помимо роста прибыли ключевым фактором стало сокращение капитальных затрат практически на $1 млрд. – с $4,36 млрд. до $3,36 млрд. при одновременном росте изменения чистого оборотного капитала. Снижение CAPEX также обусловлено завершением строительства третьей и четвертой технологических линий Sabine Pass. Однако показатель по-прежнему остается высоким в связи с тем, что в настоящее время продолжается строительство пятой технологической линии Sabine Pass, а также первых двух техлиний нового завода СПГ Corpus Christi.
Планов много. Амбициозные намерения по вводу новых СПГ-заводов в США имеет не только Cheniere. При исполнении исходных планов компаний к 2020 г. американские мощности по сжижению газа должны были составить 80 млн. т. Эти ожидания усугубляли прогнозы о возникновении избытка предложения на глобальном рынке СПГ наряду с появлением новых мощностей в Австралии, России и прочих странах.
Однако в I квартале 2018 г. компании скорректировали свои планы, в связи с чем прогноз мощностей СПГ Соединенных Штатов был пересмотрен в сторону снижения и на 2020 г. составил 67 млн. т.
В марте 2018 г. череду вводов техлиний Cheniere прервал завод Cove Point компании Dominion Energy. Пуск первой очереди произошел на бывшем приемном терминале в Мэриленде и состоялся с опозданием в один квартал от заявленного плана. Корректировки коснулись и четвертой очереди завода Sabine Pass, к пуску которой компания Cheniere изначально готовилась в августе 2017 г. Еще одну задержку объявила компания Sempra Energy, которая распространилась на первые три технологические линии завода Cameron LNG. Предполагается, что их ввод произойдет с отставанием от графика ровно на год, что официально объясняется неблагоприятными погодными условиями, в частности, случившимися в 2017 г. наводнениями на заводе подрядчика по проекту.
Амбициозный строительный план и осторожный контрактный факт. При этом покрытие планируемых мощностей заключенными долгосрочными контрактами до сих пор остается практически неизменным: из 67 млн. т обязательства на поставку имеются на 40 млн. т. Под риском находятся заводы Freeport и Cameron LNG, у которых законтрактована только первая техлиния, а пуск последующих должен произойти во второй половине 2019 г.
Мотивацией для некоторого расширения контрактной базы в 2017 г. послужил как коммерческий, так и политический подтекст. Среди покупателей, заключивших долгосрочные контракты в 2017 г., превалируют азиатские компании – к примеру, индийские VGS Group и Krishna Godavari. Спустя несколько месяцев после визита Дональда Трампа в Польшу в ноябре прошлого года компания PGNiG подписала пятилетний контракт с Cheniere, подразумевающий поставку 9 партий СПГ в течение этого периода. Данный объем эквивалентен примерно 0,6 млн. т сжиженного газа, а за 5 лет поставки из США не превысят 3% от соответствующей мощности польского терминала по приему СПГ Свиноустье при их равномерном распределении.
Еще одной скорее политически мотивированной к сотрудничеству с американскими поставщиками СПГ страной является Литва. В портфеле литовских компаний появляются небольшие контракты с трейдерами, перепродающими СПГ из США. Так, в рамках сделки с Natural Gas Fenosa СПГ-танкер из США прибыл в Литву в конце сентября 2017 г. Месяцем ранее литовский газовый трейдер Lietuvos Duju Tiekimas принял первую партию СПГ. Хотя контракт на эту поставку был заключен еще в начале 2015 г., из-за высокой жирности американского газа, не отвечающей стандартам газовой системы Литвы, поставки не осуществлялись. О способах решения технической проблемы не сообщается. Таким образом, в неблагоприятной для американского СПГ ситуации при слабом росте цен на газ в 2018 г. экспортеры сжиженного газа из США будут вынуждены и далее терпеть убытки, а проекты заводов могут не реализоваться в полной мере. (nangs.org/Химия Украины и мира)