В случае ограничения поставок топлива по основным каналам – из России и Беларуси – морской импорт станет основным источником восполнения дефицита. При этом инфраструктурные ограничения по приему и дальнейшему вывозу топлива из портов являются ключевой проблемой для импорта по этому направлению. Об этом сообщил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
“Море – это тот запасной вариант, который нас выручит практически в любой ситуации. Но есть вопрос с инфраструктурой: порты есть, их мощности достаточно, продукта на море достаточно, но смогут ли импортеры вывезти этот продукт из портов – большой вопрос. Теоретически все работает, но рисков, в первую очередь связанных с работой железной дорогой, очень много”, – говорит Сергей Куюн.
Ярким примером того, как морской импорт смог восполнить недостающие объемы после ограничения поставок по основным каналам, является авиационное топливо.
“В 2015 г. Россия ввела эмбарго на поставку авиатоплива как товара двойного назначения. Так или иначе, Беларусь тоже подключилась к этому, может не так радикально, но все равно поставки резко упали. И рынок переориентировался на море, прошло это быстро и безболезненно. По ценам также никто это не почувствовал. Это лучшая иллюстрация диверсифицированного рынка”, – добавил директор “А-95”.
По мнению эксперта, для того, чтобы морское направление смогло обеспечить недостающие поставки в случае ограничения импорта из традиционных источников, нужно выполнить комплекс мер. В первую очередь это касается решения проблемы дефицита подвижного состава на железной дороге. Также важно сформировать минимальные запасы нефтепродуктов, поскольку зачастую рынок работает с колес и сильно подвержен рискам в случае перебоев с поставками.
С. Куюн считает, что государство должно возобновить присутствие в сегменте перевалки светлых нефтепродуктов, которое оно потеряло после аннексии Крыма. “У нас после потери Крыма нет государственного комплекса по приему светлых нефтепродуктов. По сути, государство никак не представлено на рынке морской перевалки нефтепродуктов, если не считать маломощный терминал в Херсоне. Есть терминал в Южном, который принадлежит “Укртранснафте”, но он приспособлен для нефти и там нет ж/д-эстакады. Я считаю, что лучшим был бы вариант создания терминала по приему светлых нефтепродуктов на базе комплекса “Укртранснафты” в Южном. Там же можно создать дополнительные мощности по хранению стратегического резерва”, – подчеркнул Сергей Куюн.
По словам аналитика “А-95” Артема Куюна, морской импорт также является критически важным для наполнения рынка сжиженного газа, особенно в периоды высокого потребления, которое припадает на август-сентябрь. При этом инфраструктурные проблемы в контексте СУГ стоят еще более остро, чем по светлым нефтепродуктам. “Если по ДТ и бензину порты и железная дорога могут быстро переориентироваться, то со сжиженным газом это сделать сложнее. Реальный потенциал поставок по морю мы видим в объема 20-25 тыс. т в месяц”, – отметил Артем Куюн. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)