В Беларуси планируется установить предельные цены на лекарства. На первых порах новые подходы к регулированию коснутся препаратов против сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Проект указа “О пилотном проекте по регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства” обсуждался на заседании общественно-консультативного (экспертного) совета при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Чтобы предотвратить “необоснованный” рост цен на лекарства предлагается регистрировать предельные отпускные цены производителей. Если указ примут, с 1 января это требование будет затрагивать как отечественных, так и зарубежных поставщиков.
Пилотный проект рассчитан до 2020 г. Он распространяется на 21 международное непатентованное наименование лекарственных средств против сердечно-сосудистых заболеваний и на 16 противоонкологических препаратов. После принятия указа компании, желающие вывести медикамент на рынок, будут должны зарегистрировать цену сразу после регистрации лекарства. “Процедура регистрации будет занимать не более двух месяцев. Ее предлагается осуществлять Минздраву по согласованию с МАРТ. Предельные отпускные цены будут рассчитываться по специально разработанной методике с привлечением представителей науки и бизнеса, основанной на принципе референтного ценообразования, то есть с учетом сведений о ценах производителей в странах, близких по условиям обращения лекарственных средств”, – рассказала на заседании совета заместитель начальника управления социальной сферы и услуг МАРТ Дарья Орлова. По ее словам, документ учитывает зарубежные практики. Понимая, что от успеха пилотного проекта зависят доступность лекарственных средств и распространение регулирования на другие препараты, разработчики постарались максимально учесть риски его реализации, а также мнения игроков рынка.
Наименьшая цена, подлежащая регистрации, будет высчитываться исходя из референтности, цены средневзвешенных поставок за предыдущий год и издержек бизнеса. По референтным странам будут учитывать средние цены.
Проект предусматривает возможность перерегистрации цены в сторону увеличения по различным основаниям, например по причине девальвации или увеличения издержек. Допускаются и форс-мажорные факторы, когда поставки возможны с превышением цены. После этого необходимо либо провести перерегистрацию, либо привести цены в соответствие с нормами указа.
“По группам лекарственных средств выбирались именно те, которые закупаются за счет государственного бюджета для целей лечения населения, а также востребованные дорогостоящие препараты, в том числе и импортные”, – пояснила Дарья Орлова.
В ходе обсуждения эксперты разошлись во мнениях относительно того, приведет ли принятие указа к снижению цен. Так, начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Людмила Реутская предположила, что предлагаемый механизм приведет не к снижению, а лишь к упорядочению цен, поскольку они уже сегодня сравнимы с ценами в сопредельных государствах.
Генеральный директор холдинга “Белфармпром” Валерий Шевчук назвал референтное ценообразование переходом к рынку, работающему по международным стандартам, что должно привести к снижению цен на лекарственные средства, причем не только белорусских производителей.
“Подобная система референтного ценообразования давно существует во многих странах. Здесь нет чего-то уникального. Система позволяет упорядочить цены и задать правила игры, которые всем нам нужны. Лучше зарегистрировать предельную цену и тебя не будут вызывать множество раз в Министерство здравоохранения и просить предоставить цену на препарат в других странах”, – считает исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Наталья Макеева.
В последние годы государство проводило целенаправленную политику сдерживания цен на лекарства. В августе прошлого года руководство Минздрава отчиталось о выполнении поручений президента касательно выравнивания цен на отдельные медикаменты. В январе Александр Лукашенко и вовсе потребовал монополизировать рынок лекарств и избавиться от посредников. Вероятно, нынешнюю законодательную инициативу следует воспринимать как здравый компромисс, позволяющий сохранить рыночные отношения в торговле медицинскими препаратами. (belmarket.by/Химия Украины и мира)