Первый вице-премьер, глава Минфина РФ Антон Силуанов, выступая на пленарном заседании Думы, где обсуждался проект федерального бюджета на 2019-2021 гг., рассказал народным избранникам о мерах правительства, направленных на недопущение роста цен на моторное топливо.
Проект бюджета на следующий год предусматривает значительный рост акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2019 г. На товарный бензин акциз повысится сразу в полтора раза – с 8213 руб./т до 12314 руб./т, на дизель – с 5665 руб./т до 8541 руб./т. Кроме того, в следующем году повышается налог на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. В экспертном сообществе уверены, что столь значительное повышение налогов не пройдет безболезненно и приведет к резкому подорожанию бензина и дизельного топлива внутри страны.
Команда Силуанова намерена значительно повысить налоги на моторное топливо в связи с необходимостью пополнения бюджета. Однако представленный в Думе проект бюджета предусматривает профицит в 1,93 трлн. руб., или 1,8% ВВП. “Действительно, мы в следующем году с января увеличиваем акцизы, которые со второй половины 2018 г. были понижены как экстренная мера реагирования на более высокие цены на нефть на мировом рынке”, – сказал Силуанов.
В очередной раз первый вице-премьер повторил, что не ожидает скачка цен на моторное топливо, поскольку правительство предусмотрело превентивные меры. “Мы даем дополнительный ресурс нефтеперерабатывающим компаниям в виде так называемого отрицательного акциза. В результате это (повышение акцизов) не приведет к росту цен на продукцию нефтепереработки на внутреннем рынке”, – подчеркнул Силуанов.
Однако министр финансов осознает, что превентивные меры могут не сработать, и ситуация на внутреннем рынке может выйти из-под контроля, как это уже было неоднократно в прошлом. Для недопущения роста цен на бензин и дизель правительство может прибегнуть к радикальным мерам. “Первое – можно всегда ввести экспортные пошлины. По закону есть такая мера. Конечно, она не очень популярная или хорошая, но, тем не менее, это ограничение желания поставлять продукцию на внешние рынки в ущерб российским потребителям. Второе – квотирование объема поставок нефти на внешние рынки и обязательство поставок нефтепродуктов на внутренние рынки, чтобы здесь не создавался дефицит”, – сказал Силуанов.
Если правительство решится на использование радикальных мер, то это будет равносильно признанию провала налогового маневра, который предполагает поэтапное снижение экспортной пошлины до нуля, и одновременно с этим повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Увеличение НДПИ повышает стоимость сырья для российских НПЗ, а снижение и последующая отмена экспортных пошлин заставляет нефтяников вывозить моторное топливо за рубеж, где цены более высокие по сравнению с внутренним рынком. В результате налогового маневра россияне заплатят за снабжение иностранцев российским бензином и дизелем.
Удивительно, но в Думе с пониманием относятся к необходимости повышения налогов на нефтеперерабатывающую отрасль. Народный избранник Андрей Макаров, председатель комитета по бюджету и налогам объяснил рост цен на моторное топливо исключительно алчностью нефтяных компаний.
Механизм воздействия на рынок от Козака. Одновременно с обсуждением проекта бюджета в Думе вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве ТЭК, провел совещания с нефтяниками. “Обсуждались различные механизмы воздействия на рынок, в случае, если будут запредельные скачки на баррель или существенное ослабление курса рубля, мы договорились о различных инструментах воздействия на рынок, мы уверены, что это позволит удерживать ситуацию на внутреннем рынке”, – сказал Козак после завершения совещания.
Однако предпочтение отдается мерам “силового” воздействия – установлению заградительных экспортных пошлин. “Сегодня есть инструмент установления заградительных пошлин на нефтепродукты с тем, чтобы снизить экспортный netback (экспортный паритет), обсуждали и альтернативные варианты, пока о них говорить преждевременно, решение пока не принято”, – подчеркнул Козак.
Выступление Силуанова в Думе и совещание Козака с нефтяниками свидетельствуют, что правительство все еще не определилось с порядком завершения налогового маневра и мерами неналогового характера с целью стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Несмотря на неопределенность, Кабинет министров заверят, что рост розничных цен на бензин и дизтопливо в следующем году ожидается в рамках инфляции – задача недостижимая, учитывая нынешнюю монетарную политику по заветам Международного валютного фонда.
Кроме того, на совещании у Козака рассматривалась возможность введения лицензий на экспорт моторного топлива. Эта мера должна заставить НПЗ продавать свою продукцию в России, поскольку выдача соответствующей лицензии будет увязываться с обязательством поставлять определенные объемы бензина и дизельного топилива на внутренний рынок.
Скептиков больше, чем оптимистов. До сих пор не понятен порядок начисления и выплаты обратного акциза – компенсации нефтеперерабатывающим предприятиям за отказ от экспорта в пользу внутреннего рынка. Кроме того, компенсация планируется выплачиваться только по окончании налогового периода. В связи с этим велика вероятность возникновения кассового разрыва – временного отсутствия денежных средств, необходимых для покрытия текущих расходов, связанных с производственной деятельностью. НПЗ придется привлекать кредиты на коммерческих условиях, что усилит их зависимость от банков. Прежде всего в зависимость от банков попадут независимые нефтеперерабатывающие предприятия, которые в отличие от ВИНК обладают ограниченными финансовыми ресурсами в условиях текущей жесткой денежно-кредитной политики ЦБ и Минфина.
Становится очевидным, что налоговый маневр сильно ухудшает экономику нефтепереработки, но в правительстве не обращают на это внимание. Многие российские эксперты считают, что цель Силуанова и других “финансистов из правительства” поэтапно довести российские цены на моторное топливо до уровня европейских. Однако это порочная практика, поскольку повышение цен на моторное топливо в российских условиях может стать причиной ускорения инфляции, особенно в удаленных регионах, где велика топливная составляющая в розничной цене на товары повседневного спроса. Более того, стремление “финансового блока” правительства решать все проблемы за счет ослабления рубля даже при позитивных макроэкономических показателях – профицит бюджета, сокращение внешнего долга, профицит платежного баланса – крайне негативно влияет на внутренний рынок моторного топлива. При отсутствии экспортных пошлин и слабом рубле экспорт становится очень привлекательным, что приводит к дисбалансу на внутреннем рынке. Ситуация усугубляется крайне высокой волатильностью рубля вследствие активности “спекулятивно настроенных участников рынка” на Московской бирже, где формируется курс российской валюты.
Ограничение экспорта, используя лицензирование или запретительные пошлины, негативно сказывается на экономике предприятий нефтепереработки. ВИНК и независимым компаниям приходится проводить модернизацию НПЗ, чтобы выпускать бензин и дизельное топливо класса 5 (российский аналог Евро-5) и выполнять обязательства перед правительством. При этом розничные цены на внутреннем рынке сдерживаются административными методами, но нефтяники могут компенсировать потери за счет экспорта. Но в случае введения жесткого лицензирования эти возможности будут ограничены.
Сильнее всего налоговый маневр и повышение акцизов и НДС ударит по независимым сетям АЗС. 18 октября состоялось всероссийское онлайн-совещание владельцев независимых АЗС, в котором приняли участие 72 компании из 44 субъектов РФ. Участники совещания были едины во мнении, что ситуация на внутреннем рынке остается тяжелой. По оценкам Независимого топливного союза (НТС), только в прошлом мае потери независимых сетей АЗС составили около 12 млрд. руб. Критическая ситуация складывается в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. “Заморозка” розничных цен на бензин и дизель ставит независимые АЗС на грань выживания. НТС предупреждает о массовом банкротстве независимых участников топливного рынка в национальном масштабе, что может обернуться километровыми очередями на АЗС и повышением цен бензин до 80 руб/л.
Сдерживание роста цен административными методами также больно бьет и по крупным компаниям. Представители ВИНК на совещании у Козака заявили, что больше не могут сдерживать розничные цены на своих заправках из-за растущих убытков. Складывается ситуация, когда альтернативой повышению цен может стать дефицит моторного топлива в России – энергетической “супердержаве”.
Налоговый маневр даже при наличии отрицательного акциза проводится не в интересах нефтеперерабатывающей отрасли и российских граждан, а ради ложной цели – наполнения бюджета – которая выдается за благо. Команда Силуанова распяла нефтепереработчиков как Христа на кресте. Спаситель воскрес, а развитию нефтеперерабатывающей отрасли в России может прийти конец. (Rcc/Химия Украины и мира)