В ноябре импорт бензинов из Беларуси снизился до минимальных в этом году 42 тыс. т. По сравнению с октябрем, поставки сократились на 41%, или 29 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
На фоне этого на 23% увеличились поставки бензинов из Литвы. Всего в прошлом месяце в Украину поставлено 31,5 тыс. т бензинов Мажейкяйского НПЗ группы Orlen против 25,7 тыс. т в октябре. Рост поставок из Литвы произошел в основном за счет увеличения импорта компанией ОККО, которая в ноябре импортировала около 13,5 тыс. т литовского бензина против 7,5 тыс. т в октябре. При этом ОККО сократило поставки белорусских бензинов с 16,5 тыс. т в октябре до 5,1 тыс. т в ноябре.
Похожая ситуация с ростом импорта литовского бензина на фоне сокращающихся поставок из Беларуси была и в конце прошлого года. В октябре 2017 г. в связи с ремонтами на НПЗ Беларуси поставки бензина обвалились на 80% и составили 18 тыс. т, в ноябре они не были восставлены в полном объеме и составили 57 тыс. т (до обвала ежемесячный импорт из Беларуси составлял 90-120 тыс. т). На фоне этого в октябре-ноябре 2017 г. почти в 2 раза увеличился объем импорта бензинов из Литвы.
Участники рынка не исключают, что проблемы с поставками белорусских нефтепродуктов осенью 2018 г. были искусственно созданы “Белорусской нефтяной компанией” с целью повысить цены в долгосрочных контрактах, подписание которых состоялось в ноябре-декабре.
Всего в ноябре 2018 г. импорт бензинов по сравнению с октябрем снизился на 24% до 74 тыс. т, производство практически осталось на том же уровне в 63 тыс. т.
За 11 месяцев 2018 г. объем украинского рынка бензина сократился на 3,9% до 1,78 млн. т. Импорт снизился на 9% до 1,01 млн. т. В частности, поставки белорусских бензинов сократились на 8,6% (74,3 тыс. т) до 788 тыс. т, импорт из Литвы сохранились на уровне 194,6 тыс. т. Внутреннее производство за этот период выросло на 3% до 767 тыс. т.
По итогам 2017 г. рынок бензинов сократился на 8,6% до 2015 тыс. т. Согласно прогнозам “Консалтинговой группы А-95”, по итогам текущего года рынок бензинов сократится на 8% до 1850 тыс. т. Основной причиной уменьшения рынка бензинов является рост потребления сжиженного газа. Рынок СУГ с 2015 г. по 2017 г. вырос вполовину (до 1,6 млн. т) и продолжает увеличиваться.
В ноябре стало известно, что ПАО “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) обратилось к правительству для проведения антисубсидарного расследования в отношении импорта бензинов из Беларуси. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)