В 2018 г. импорт авиационного топлива увеличился на 68% – с 336 до 565,8 тыс. т по сравнению с объемом поставок в 2017 г., сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Импорт топлива из традиционных источников – Литвы и Беларуси – по железной дороге составил 356 тыс. т. Это равно 37% от общего объема импорта. Остальные 63% (356 тыс. т) импортированы через морские порты.
Импорт авиатоплива в 2018 г. осуществляло около 30 компаний. Более трети всего объема импортного авиационного топлива в Украину поставила группа компаний “Трейд Коммодити”. В 2018 г. юридические лица, входящие в состав этой группы, нарастили поставки авиатоплива на 77% до 196,5 тыс. т. В тройку крупнейших импортеров вошли “Альянс Энерго Трейд” (90,1 тыс. т) и “БНК-Украина” (50 тыс. т).
Доля импортеров авиакеросина в 2018 г., %: “Трейд Комодити” – 35; “Альянс Энерго трейд” – 16; “БНК-Украина” – 9; Amic – 8; Glusco – 7; Socar – 4; “Люкс Краина” 4; ОККО – 3; другие – 14.
В декабре 2018 г., перед вступлением в силу новых правил таможенного оформления керосина, его импорт вырос на 60% до 87,4 тыс. т по сравнению с предыдущим месяцем. По словам трейдеров, рекордный объем поставки в декабре вызван опасениями трейдеров по работе нового порядка таможенного оформления. За первые две недели января 2019 г. с использованием налогового векселя не было оформлено ни одной тонны импортного керосина.
Кременчугский НПЗ, который является единственным легальным производителем авиационного керосина в Украине, нарастил выпуск топлива на 22% (на 40,6 тыс. т) до 225 тыс. т. Из этого объема около 203 тыс. т по железной дороге было направлено в аэропорт Борисполь.
Всего объем поступления авиационного топлива на украинский рынок в 2018 г. составил рекордные 790,7 тыс. т. Это на 52% превышает объем 2017 г. По официальным данным Государственной авиационной службы, пассажиропоток через украинские аэропорты увеличился за год только на 24,5%.
Эксперты и участники рынка считают, что керосин смешивался с дизельным топливом и продавался под видом ДТ частным и промышленным потребителям. Данная манипуляция имеет экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (EUR139,5/тыс. л) и авиатопливо (EUR21/тыс. л).
С 1 января 2019 г. с целью борьбы с нецелевым использованием авиационного керосина вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, который используется не по целевому назначению. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)