Российской фармпромышленности нужны новые драйверы развития. Ими могут стать новые рынки сбыта за рубежом. Для поддержки российских экспортеров созданы специальные инструменты. Правда, для производителей лекарств нет помощи в одном главном процессе – проведении международных мультицентровых клинических исследований (ММКИ). Об этом шла речь на конференции “Клинические исследования”, организованной при поддержке компании ОСТ.
Куда и где расти. Российская фармотрасль за достаточно короткий период продемонстрировала впечатляющий рост. “Правительство видит потенциал отечественного производства. Об этом говорят амбициозные планы по росту экспорта фармацевтической продукции в 4 раза к 2024 г.”, – напомнил главный редактор “Фармацевтического вестника” Герман Иноземцев, открывая сессию, посвященную экспорту.
В 2018 г. объем экспорта фармацевтической продукции составил около $800 млн. При этом общий ежегодный объем несырьевого неэнергетического экспорта России составляет около $134 млрд. (данные за 2017 г.), то есть фармпродукция в общем объеме составляет 0,6%.
Как отметил директор по комплексным экспортным проектам Российского экспортного центра (РЭЦ) Марк Мурашко, примерно 70% российского фармэкспорта приходится на страны ЕАЭС и СНГ, в то же время большая часть мирового рынка – это США и Европа. И если в эти страны российским экспортерам прийти сложно, то поставки в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, Среднюю Азию могут стать точками роста. РЭЦ активно развивает свои продукты, уже сейчас возможна поддержка проекта по выходу на экспорт на самых ранних этапах. Экспортный центр поможет структурировать проект, чтобы минимизировать стоимость капитала, уменьшить срок окупаемости. “Мы можем представить подробную аналитику по рынкам, у нас есть как бесплатные отчеты, так платные”, – отметил Марк Мурашко.
Все лучшее – экспортерам. Директор по поддержке экспорта медицинской и фармацевтической отраслей РЭЦ Ирина Каширина напомнила, что входящие в РЭЦ страховое агентство и банк обеспечивают страхование рисков невозврата валютной выручки в страну, предоставляют кредиты иностранным покупателям. “Для покупателя в национальном банке ставки выше, чем в российском, поэтому они охотно с нами работают. Выгодно это и российским экспортерам, которые получают расчет сразу”, – отметила она. Часто поставки фармпродукции осуществляются на основании тендеров. Отечественные компании могут получить гарантию Росэксимбанка для торгов, что значительно дешевле, чем аккредитив в иностранном банке.
Помимо финансовых инструментов существует анализ внешних рынков, помощь в вопросах международного патентования, сертификации, продвижения и др. Наиболее востребованы со стороны экспортеров, по словам Ирины Кашириной, страхование краткосрочной дебиторской задолженности, а также процедура переработки на таможенной территории, которая дает возможность беспошлинно и без уплаты ввозного НДС осуществить ввоз на территорию России иностранного сырья, произвести из него готовую продукцию и отправить ее на экспорт. Чтобы такую процедуру разрешили, компании надо при наличии двух контрактов (импортного и экспортного) получить разрешение контролирующей таможни. Идентификация происходит на основании внутренних документов учета предприятия.
Риск – дело одиночное. Ирина Каширина во время выступления постоянно удивлялась, что аудитория воспринимает рассказ об инструментах поддержки без особого восторга. Такая реакция объяснима: без проведения клинических исследований за рубежом регистрация лекарства невозможна. Это одна из самых затратных процедур, которую компании надо проводить самостоятельно. Государство пока не решило, в какой мере оно сможет или не сможет поддержать российских фармпроизводителей, ведь существует риск, что клинические испытания могут завершиться неудачно.
Так что здесь РЭЦ пока помочь не может. По словам Марка Мурашко, вполне возможно решение этой проблемы потребует межведомственного подхода, в том числе при активном участии Минпромторга. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)