Стагнация морской торговли нефтью и нефтепродуктами, подкрепляемая ограничениями ОПЕК+ и избыточным тоннажем на рынке, сказалась на итогах 2018 г. для танкерных компаний. Ставки фрахта хотя и пошли вверх в конце года, продолжают оставаться на низком уровне, большинство игроков танкерного рынка по-прежнему показывают чистые убытки. Но аналитики ожидают улучшения ситуации в 2019 г., а особенно в 2020 г.: росту рынка будут способствовать отмена ограничений на добычу нефти, рост экспорта из США, а также введение экологических нормативов по судовому топливу с 1 января 2020 г.
В 2018 г. рынок морских перевозок нефти и нефтепродуктов продолжал находиться в тяжелом состоянии. Избыток провозных мощностей в целом держал ставки фрахта на низком уровне. По данным Clarksons, средняя спотовая цена по году в классе Aframax (дедвейт до 120 тыс. т) выросла на 16,6% до $16,17 тыс. в сутки, Suezmax (200 тыс. т) – на 6,7% до $16,47 тыс. в сутки. В сегменте VLCC (до 320 тыс. т) ставка упала на 12,5% до $15,56 тыс. в сутки, в сегменте перевозок нефтепродуктов – на 14,3% до $8,75 тыс. в сутки. Для VLCC и нефтепродуктовых танкеров среднегодовая спотовая ставка оказалась минимальной с 1994 г. и 1992 г. соответственно.
В итоге значительная часть танкерных компаний в 2018 г. снизила выручку в тайм-чартерном эквиваленте (TCE) и EBITDA, многие ушли в чистый убыток. Выручка Euronav выросла на 1,9% до $459 млн., однако EBITDA сократилась на 14% до $235 млн., компания получила чистый убыток в $110 млн. вместо чистой прибыли в $1 млн. У Scorpio Tankers выручка выросла на 14,9% до $580 млн., EBITDA – на 21,8% до $212 млн., но чистый убыток увеличился со $150 млн. до $190 млн. У Nordic American Tankers выручка упала на 20% до $124 млн., EBITDA – на 82,2% до $8 млн., но чистый убыток сократился более чем вдвое: с $205 млн. до $95 млн. Наилучшие результаты – у обособленного подразделения Teekay – Teekay Tankers: рост выручки TCE на 11,6% до $395 млн., EBITDA – на 44% до $124 млн., сокращение чистого убытка – на 8,6% до $53 млн. В то же время у головной Teekay, крупнейшего владельца танкеров в мире, выручка в TCE сократилась на 9% до $1,7 млрд., хотя EBITDA выросла на 7,2% до $538 млн., а чистый убыток сократился почти на порядок – с $529 млн. до $58 млн. В крупнейшем танкерном перевозчике РФ “Совкомфлоте” от комментариев отказались, результаты года еще не подведены.
Аналитики придерживаются сдержанного оптимизма относительно рынка в 2019 г. из-за рекордных темпов сокращения тоннажа. По данным Clarksons, в 2018 г. были списаны 177 танкеров суммарным дедвейтом 21 млн. т, из них 103 (17,8 млн. т) – нефтяные. Это наибольший объем списаний с 1985 г. Прирастает флот предельно медленно: так, в строй введены 92 нефтепродуктовых танкера, минимальное количество с 2002 г.
В 2019 г., несмотря на падение экспорта из Ирана и Венесуэлы, ожидается рост спроса на танкерные перевозки нефти на 3,8%. Он, по мнению Clarksons, будет обусловлен ростом перерабатывающих мощностей в Юго-Восточной Азии и добычи в Бразилии на фоне устойчивого экспорта из США и импорта в Китай. Рост танкерных перевозок нефтепродуктов прогнозируется на уровне 3,5%. Рост флота в 2019 г. по нефтяным танкерам ожидается на уровне 3,6%, по продуктовым – 2,9%. В 2020 г. темпы роста снизятся до 1,1% и 1,5% соответственно.
Серьезные надежды танкерные компании возлагают на вступление в силу с 1 января 2020 г. экологического норматива Международной морской организации (IMO). По нему суда вне специальных зон контроля выбросов не смогут использовать топливо с содержанием серы более 0,5% (сейчас 3,5%). В зонах контроля выбросов с 2015 г. уже действует более строгий лимит 0,1%, к ним относятся Балтийское, Северное, Средиземное, Карибское моря и воды у побережья Северной Америки. По мнению Clarksons, ужесточение регулирования может привести к ускоренному списанию судов, что на фоне сокращения поставок новых судов в 2020 г. на 25% будет способствовать достижению баланса по тоннажу. Введение норматива потребует роста переработки, что приведет к росту спроса на перевозки нефти на уровне 5%, особенно для VLCC (рост 6%). Спрос на перевозки нефтепродуктов в 2020 г., по оценке Clarksons, вырастет на 6%.
По оценке Morgan Stanley, норматив IMO увеличит морскую торговлю нефтью и нефтепродуктами за счет роста переработки. Спрос на танкеры также вырастет из-за потребности в хранении избыточного мазута либо его транспортировки на электростанции на Ближнем Востоке. Morgan Stanley полагает, что в 2019 г. ставки фрахта будут относительно низкими из-за сдерживания спроса квотами ОПЕК+, но к концу года пойдут вверх в результате снятия ограничений на добычу нефти, введения нормативов IMO и роста экспорта из Северной Америки и будут держаться на высоком уровне в 2020-2021 гг. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)