В феврале 2019 г. импорт авиационного топлива составил 18,9 тыс. т. Это в 1,8 раза меньше, чем было поставлено за аналогичный период 2018 г. (33,9 тыс. т), сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования. Количество импортеров РТ сократилось с 15 до 11.
Исходя из февральской статистики, ужесточение контроля за целевым использованием авиакеросина привело к увеличению объемов поставок импортерами, которые либо сами осуществляют заправку самолетов, либо выступают поставщиками топлива для топливозаправочных компаний в аэропортах.
Например, Glusco в феврале 2019 г. импортировала 2,8 тыс. т против 1,9 тыс. т в феврале 2018 г. Нарастили объемы поставок Amic (2,5 тыс. т против 1,9 тыс. т за такой же период 2018 г.), SOCAR (1,6 тыс. т против 0,7 тыс. т), “БНК-Украина” (6,5 тыс. т против 3,4 тыс. т). Все вышеперечисленные компании импортируют авиакеросин по железной дороге из Беларуси и Литвы. Железнодорожный импорт в феврале составил 16,3 тыс. т против 10,5 тыс. т за аналогичный месяц 2018 г.
В то же время после ужесточения контроля над использованием авиакеросина в 9 раз обвалился объем импорта керосина по морю. Потеряла лидерские позиции и группа “Трейд Коммодити”, на которую в 2018 г. пришлось 35% всех импортных поставок.
В феврале ООО “Ферст Групп”, которое управляет мини-НПЗ “Трейд Коммодити” в Каменском, оформило импорт 2,6 тыс. т авиационного топлива. Для сравнения: в феврале прошлого года компании “Трейд Коммодити” импортировали 10 тыс. т.
В феврале не было зафиксировано и дисбаланса авиационного топлива в порту Николаева, который по итогам 2017-2018 гг. составлял 290 тыс. т. По данным железнодорожных экспедиторов, в феврале 3,3 тыс. т РТ из порта Николаева было отправлено по железной дороге на выполнение тендерных контрактов ООО “Торум” с Министерством обороны.
С 1 января 2019 г. с целью борьбы с нецелевым использованием авиационного керосина, в частности его смешиванием с ДТ, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, если импортер или производитель не подтвердит, что топливо было использовано для заправки самолетов или поставки для Минобороны и Госрезерва. Контроль над целевым использованием осуществляется путем выдачи налоговых векселей. В первой половине января импортеры и производители столкнулись со сложностями в работе нового порядка, но к концу месяца ситуация нормализовалась. Тем не менее, в марте ряд импортеров продолжает испытывать сложности с оформлением топлива.
По оценкам “А-95”, в 2017-2018 гг. мимо конечных потребителей прошли 335 тыс. т керосина, что нанесло убытки бюджету в 1,5 млрд. грн. Эти данные частично подтверждаются исследованием Антимонопольного комитета.
15 марта АМКУ обнародовал отчет, согласно которому пять крупнейших в стране аэропортов (Борисполь, Киев, Львов, Одесса, Харьков, Днепропетровск) в 2017 г. использовали суммарно 241,18 тыс. т авиационного топлива. Если к этому объему добавить 42 тыс. т топлива, приобретенного Министерством обороны, и 5 тыс. т Государственным агентством резерва – это порядка 290 тыс. т. При этом в тот же период 2017 г. на украинский рынок поступила 521 тыс. т. Данные за 2018 г. АМКУ не предоставил. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)