Возвращение октаноповышающей присадки ММА (используется при выпуске бензина; один из крупнейших производителей – тамбовский “Пигмент”) в разряд разрешенных на территории России значительно улучшит ситуацию на топливном рынке, считает профессор, завкафедрой “Технологии переработки нефти” (РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина) Владимир Капустин.
Он отметил, что включение ММА в Техрегламент позволит уйти от фактической монополии на рынке производства присадок и вернуться к здоровой конкуренции. На сегодняшний день большинство НПЗ использует МТБЭ в качестве октаноповышающей присадки. Контролировать рост цен на вещество в таких условиях тяжело. Возвращение на рынок одной из востребованных ранее нефтепереработчиками добавки ММА будет способствовать сдерживанию ценовых скачков на МТБЭ.
Запрет на использование ММА в России действует на основании позиции Минэнерго, которое, несмотря на результаты испытаний, мнение профильных министерств, ведомств, антимонопольной службы, региональных властей, НПЗ и НИИ, говорило о негативном влиянии вещества на топливо, состояние автомобиля, потребителей и экологии в целом. Запрет действует с 1 июля 2016 г.
Что касается одного из основных производителей ММА – ПАО “Пигмент”, – компания не находила объективных причин для запрета использования присадки “ни в 2015 г., ни сегодня”. “Испытания и анализ использования топливной присадки доказали не только ее безопасность при соблюдении рекомендованной технологии выпуска бензина, но и высокую эффективность в сравнении с другими октаноповышающими веществами”, – отметили в компании.
Владимир Капустин с этим согласился. “ММА никакого пагубного воздействия на экологию не оказывает, и многочленные испытания – этому доказательство. Для получения нужного октанового числа в топливе нужен совсем минимальный процент этой добавки – 1%. Поэтому запрет на использование ММА был инициирован только для того, чтобы сохранить на рынке кислородсодержащие добавки, так как в мире в основном применяются только они. Хотя во всех штатах США с 2006 г. под запретом именно МТБЭ”, – рассказал профессор.
Он также отметил, что запрет на ММА не позволил утвердить для российского бензина стандарт “Евро-5”, ограничившись стандартом “Класс 5”. “Что такое “Класс 5”? Почти то же самое, что “Евро-5″, но с одним отличием: октановое число топлива здесь может быть разным: и АИ-75, и АИ-80, и АИ-92, а не строго 95, как в Европе. Так получилось потому, что обеспечить достаточный объем бензина АИ-95 российские производители не могут – для этого бы пришлось импортировать кислородосодержащие присадки в больших объемах, ММА ведь под запретом”, – считает Владимир Капустин.
В целом профессор признался, что не изменил своего мнения: решение о запрете ММА, на его взгляд, было несправедливым и серьезно подорвало состояние российских поставщиков этой добавки.
“Здесь уникальная ситуация – ведь нам, по сути, не нужен никакой импорт, достаточно пользоваться только российскими добавками, чтобы получить бензин с октановым числом 95, но собственные мощности по выпуску ММА сегодня в этом направлении, к сожалению, не используются”, – рассказывает эксперт.
На фоне запрета в России ММА набирает популярность на Западе. В “Пигменте” рассказали, что по итогам 2018 г. предприятие расширило пул своих западных партнеров. Тем не менее, компания рассчитывает на пересмотр решения Минэнерго и заявляет о готовности закрывать потребности российских производителей. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)