Украинскому топливному рынку необходимо искать дополнительные объемы поставок на май, чтобы заместить выпавшие объемы белорусских НПЗ. Об этом говорится в пресс-релизе “Консалтинговой группы А-95”.
“Из-за проблем с качеством нефти переработку снизил до минимума не только Мозырский, но и Новополоцкий НПЗ. Очевидно, что в мае поставки из Беларуси в Украину будут существенно уменьшены. Рынку предстоит заместить большой объем дизельного топлива”, – заявил директор “А-95” Сергей Куюн. По его информации, в 2019 г. Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тыс. т белорусского ДТ, его доля по итогам I квартала 2019 г. составила 34,5% рынка.
“По оптимистическому сценарию предстоит найти 80-100 тыс. т, по пессимистическому – 150-180 тыс. т. В немалой степени успех этой непростой программы будет зависеть от того, насколько ответственно белорусские НПЗ и Белорусская нефтяная компания подойдут к информированию рынка о перспективах возобновления отгрузок”, – считает директор “А-95”. По его данным, на текущий момент экспортные поставки из Беларуси полностью остановлены, некоторые крупные трейдеры 22 апреля официально уведомили контрагентов об обнулении майских номинаций по белорусским ресурсам.
В “Консалтинговой группе А-95” отмечают, что последствия сбоя белорусских поставок облегчены большими запасами дизельного топлива, которые были сформированы под посевную кампанию, которая в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохих погодных условий. Проблем с обеспечением бензином в “А-95” не ожидают, белорусский объем будет замещен топливом украинского производства, импортом из Литвы и по морю.
Эксперты “А-95” считают, что основными источниками поставок по замещению белорусских нефтепродуктов станет импорт по морю и, возможно, НПЗ “Укртатнафта”, который может нарастить переработку. По оперативным данным, в мае сохранится высокий уровень прокачки российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс” – около 280 тыс. т.
“Цены на нефтепродукты для потребителей в ближайшее время продолжат рост, но пока основным драйвером является повышение котировок на мировом рынке вследствие уменьшения поставок из Ирана и Венесуэлы. На данный момент мировая конъюнктура сформировала потенциал роста в размере до 1 грн./л. Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае и составит около 1 грн./л”, – прогнозируют в “Консалтинговой группе А-95”.
Эксперты призывают правительство ускорить реализацию мероприятий по снижению энергетической зависимости от поставок из стран СНГ, выделяя в качестве первоочередных шагов внесение в парламент законопроекта о создании запаса нефти и нефтепродуктов; сбалансировании налогообложения нефтепродуктов; снижение портовых сборов на перевалку нефти и нефтепродуктов и приоритетное обеспечение подвижным железнодорожным составом морских нефтеперевалочных комплексов.
Первые сведения о некачественной нефти из нефтепровода “Дружба” появились 19 апреля. Концерн “Белнефтехим” проинформировал о 10-25-кратном превышении допустимых показателей доли органических хлоридов. Российская “Транснефть” признала отклонение в качестве, а Минэнерго РФ заявило, что проблемы имеют “технический характер”. 22 апреля некачественное сырье достигло европейских НПЗ.
В “Гомельтранснефть Дружба” ожидают улучшения ситуации с качеством нефти не ранее чем через 8-10 дней. Из-за некачественной нефти белорусские НПЗ резко сократили переработку, а “Белнефтехим” и БНК ограничили экспорт светлых нефтепродуктов. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)