В 2020 г. НПЗ США планировали максимизировать прибыль, производя нефтепродукты с пониженным содержанием серы из дешевой кислой (тяжелой) нефти. Однако по мере роста цен на этот вид сырья американские переработчики могут отказаться от своих планов.
Новые правила Международной морской организации (IMO) с 1 января 2020 г. требуют использовать для бункеровки судов топливо с содержанием серы не более 0,5%. На сегодняшний день этот показатель не должен превышать 3,5%. Ожидалось, что это приведет к падению цен на кислую нефть, поскольку большинство нефтеперерабатывающих предприятий во всем мире перешло на более легкие сорта “черного золота”, которые удешевляют производство малосернистого топлива. При этом американские заводы, обладающие передовыми технологиями переработки тяжелой нефти, могли бы получать ее с большим дисконтом.
Вместо этого на фоне сокращений поставок ОПЕК до самого низкого с 2015 г. уровня в 30,23 млн. барр./сут. (б/с), недостаточной производительности канадских нефтепроводов и санкций США в отношении Ирана и Венесуэлы глобальное предложение кислой нефти сузилось, что привело к ее значительному удорожанию.
“Самым серьезным фактором роста цен является значительное сокращение поставок тяжелой нефти”, – сказал Тодд Фредин, исполнительный вице-президент по поставкам, торговле и логистике в Motiva Enterprises. Он подчеркнул, что выгода для комплексных переработчиков от изменений в нормативах IMO “будет меньше, чем ожидалось”.
Переработка тяжелой нефти приносила американцам большую выгоду. Однако после введения санкций США против Ирана и Венесуэлы она сузилась. Это негативно сказалось на прибыли, полученной в I квартале крупнейшими независимыми нефтеперерабатывающими компаниями Valero Energy Corp и Phillips 66.
Marathon Petroleum Corp приостановила планы по строительству коксохимического комбината, который мог бы эффективно перерабатывать тяжелую нефть на территории своего завода в Гаривилле, шт. Луизиана. В компании заявили, что кокер, который должен быть сдан в эксплуатацию в 2021 г., из-за сужения спредов стал финансово жизнеспособным.
Нефтеперерабатывающие заводы США полагаются на коксовые установки для разложения остаточных масел на другие продукты нефтепереработки, включая газойль и нафту. Предприятия, не располагающие такой возможностью, обычно перерабатывают более легкую нефть, в изобилии добываемую Соединенными Штатами.
Разница в цене между добываемой на американском побережье Мексиканского залива сладкой (малосернистой) нефтью Louisiana Light Sweet (LLS) и кислой нефтью Mars за последние несколько месяцев резко сократилась. Так, 9 мая премия LLS по отношению к Mars сократилась до $2,05/барр. против $4,25/барр. в середине ноября 2018 г., свидетельствуют данные Refinitiv Eikon. При этом в феврале Mars торговался с премией по отношению к LLS впервые с 2011 г.
Некоторые аналитики считают, что в сложившихся условиях объемы переработки нефти придется сократить, но пока этого не произошло. “Мы действительно рассматриваем сужение спредов как краткосрочную проблему”, – сказал генеральный директор Marathon Гэри Хемингер, заявив, что компания намерена поддерживать свои существующие коксохимические подразделения.
Цены на тяжелую нефть, вероятно, останутся высокими, поскольку ее традиционные поставщики тяжелых грузов, такие как Канада и Мексика, сталкиваются с инфраструктурными ограничениями и производственными проблемами, считает аналитик RBC Capital Markets Майкл Тран. Существует не так много стран, способных подняться до уровня добычи кислой нефти, который позволит компенсировать потери сырья, добавил он.
Дефицит тяжелой нефти, добываемой на Ближнем Востоке, Иране и Венесуэле, привел к скачкообразному росту цен на российскую среднекислую нефть марки Urals. На этом фоне спред между ценами на Brent и Urals сузился до минимального с 2013 г. уровня. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)