По итогу мая баланс рынка бензинов сократился на 11,5% (на 21 тыс. т) до 161 тыс. т по сравнению с маем 2018 г. (182 тыс. т), сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Производство бензинов на украинских НПЗ в мае выросло на 4% (на 3 тыс. т) до 78 тыс. т, импорт упал на 22% (на 24 тыс. т) до 83 тыс. т по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Поставки бензинов из Беларуси в мае сократились на 39% (на 36 тыс. т) до 56,6 тыс. т, из Литвы – выросли на 81% (на 11,5 тыс. т) до 25,6 тыс. т. В мае 2019 г. по сравнению с маем 2018 г. доля белорусских бензинов в балансе рынка сократилась с 51% до 35%, литовских – выросла с 8% до 16%. Доля внутреннего производства повысилась с 41% до 49%.
Кременчугский НПЗ, по оценкам “А-95”, в мае произвел 64 тыс. т бензина, что практически соответствует уровню мая прошлого года, – 13,9 тыс. т (+32% к маю 2018 г.).
За 5 месяцев 2019 г. баланс рынка бензинов сократился на 3,8% (на 30 тыс. т) до 758,5 тыс. т. Из этого объема на производство украинских НПЗ пришлись 369 тыс. т (+4% к аналогичному периоду 2018 г.), на импортные поставки – 389 тыс. т (-10,3%). Импорт из Беларуси за 5 месяцев сократился на 27% (на 93,6 тыс. т) до 252 тыс. т, из Литвы – вырос на 88% (на 59,2 тыс. т) до 126,5 тыс. т, производство на украинских НПЗ повысилось на 4,1% (на 14,6 тыс. т) до 370 тыс. т.
Объем украинского рынка бензинов в 2018 г. сократился на 4,9% до 1,916 млн. т, в 2017 г. он составлял 2,015 млн. т. Основной причиной уменьшения рынка является рост потребления сжиженного газа. Рынок СУГ с 2015 г. по 2018 г. вырос более чем вполовину (до 1,73 млн. т) и продолжает увеличиваться.
В 2018 г. крупнейший производитель бензинов в стране “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) обращался к правительству с просьбой ввести пошлины на импорт бензина из Беларуси, а также призывал пересмотреть ставки акциза на бензин (снизить с EUR213,5/тыс. л до 164/тыс. л), ДТ (повысить со EUR139,5/тыс. л до EUR164/тыс. л) и СУГ (повысить с EUR52/тыс. л до EUR87/тыс. л), чтобы прекратить падение объемов потребления бензина.
Ранее неоднократно сообщалось, что одной из основных проблем для украинских НПЗ является присутствие на рынке контрафактных объемов бензина, выпускаемых мини-НПЗ из газового конденсата и ворованной из нефтепроводов нефти. По мнению Нефтегазовой ассоциации Украины, реформа контроля над оборотом топлива, которая вступит в силу с 1 июля, должна существенно снизить объемы теневого рынка топлива. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)