27 июня в Минпромторге России состоялось очередное заседание комиссии РСПП по производству и рынку минеральных удобрений. Заседание вел Д. Мазепин, председатель комиссии РСПП, член бюро правления РСПП, председатель совета директоров АО “ОХК “УРАЛХИМ”.
В работе комиссии приняли участие представители Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минсельхоза России, ФАС России, руководители ведущих предприятий отрасли, эксперты.
Открывая заседание, Д. Мазепин поздравил директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России А. Орлова с назначением и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество в рамках работы комиссии.
Участники заседания обсудили вопросы разработки нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами I-II классов опасности, разработки и введения в действие федеральной схемы и деятельности федерального оператора по обращению с такими отходами.
С докладом о федеральном проекте “Инфраструктура по обращению с отходами I и II классов опасности” в составе нацпроекта “Экология” выступили директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии госкорпорации “Росатом” А. Лебедев и первый заместитель генерального директора ФГУП “РосРАО” М. Корольков. Докладчики отметили, что существующая система учета и контроля обращения с отходами I и II классов опасности несовершенна. На данный момент обезвреживается и утилизируется только 1-1,5% отходов. Остальная часть опасных отходов подвергается несанкционированному захоронению. В рамках реализации федерального проекта предусмотрено создание федеральной системы обращения с опасными отходами, в которой будут определены федеральная схема и единый федеральный оператор. В ближайшее время планируется разработать нормативно-правовую базу в сфере обращения с отходами I и II классов опасности. В частности, 26 июня в первом чтении был принят соответствующий законопроект, который включает создание федеральной системы обращения с опасными отходами. В системе будут отражены сведения об образовании опасных отходов, переработчиках, транспортных компаниях, производственных мощностях по обезвреживанию. Кроме того, планируется создание единой государственной информационной системы, которая позволит учитывать все объемы, источники образования, контролировать транспортировку таких отходов и будет иметь удобный модуль для организации договорной работы на своей площадке.
Федеральный оператор в лице ФГУП “РосРАО” будет работать в режиме “одного окна”. Предприятия, в свою очередь, будут понимать, кому передавать отходы. Однако законом предлагаются два пути обращения с опасными отходами: передача их федеральному оператору или самостоятельная переработка на существующих мощностях.
В рамках реализации проекта запланировано создание необходимой инфраструктуры, в первую очередь за счет перепрофилирования четырех объектов по уничтожению химического оружия.
В части вопросов ценообразования будут также выпущены соответствующие нормативно-правовые акты, в которых будут использованы такие же подходы, которые были при формировании института региональных операторов.
Участники заседания договорились о продолжении диалога по этой теме на площадке РСПП.
По второму вопросу повестки дня “О включении минеральных удобрений и сырья, содержащих соединения фосфора, азота или калия, в перечень товаров, в отношении которых бирже в обязательном порядке предоставляются сведения о внебиржевых договорах” с докладом выступили представитель компании АО “ОХК “УРАЛХИМ” Е. Ипатова и начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Д. Махонин.
Участники заседания обсудили проект изменений в постановление правительства России №623, согласно которому предлагается включить минеральные удобрения и сырье, содержащие соединения фосфора, азота или калия, в перечень товаров, в отношении которых предусмотрено обязательное предоставление бирже сведений о внебиржевых сделках, в том числе экспортных. Представители отрасли отметили, что раскрытие сведений об экспортных сделках, даже в агрегированном виде, в виде индексов может оказать серьезное влияние на позиции отечественных производителей минеральных удобрений на иностранных рынках, так как может быть использована иностранными конкурентами, например, для ужесточения действующих или ввода новых ограничительных мер доступа на иностранные рынки.
Участники заседания договорились о продолжении диалога по этой теме в рамках работы биржевого комитета ФАС России и на площадке РСПП.
В заключении участки заседания заслушали доклад заместителя руководителя аналитического центра при правительстве Российской Федерации Т. Радченко “О подготовке добровольного национального обзора достижения целей устойчивого развития ООН”. Цели устойчивого развития ООН приняты в 2015 г. и включают 17 глобальных целей, таких как: создание современной инфраструктуры, ликвидация нищеты, ликвидация голода, чистая вода и санитария, достойная работа и экономический рост и другие.
Участники заседания отметили, к отрасли по производству минеральных удобрений прямое отношение имеют, по крайней мере, две цели устойчивого развития из 17. Это цель №2 (ликвидация голода и обеспечение продовольственной безопасности) и цель №6 (рациональное использование водных ресурсов). Кроме того, в повестку-2030 Международной ассоциации производителей удобрений (IFA) входят еще две цели: цель №13 “Борьба с изменением климата” и цель №14 “Сохранение морских экосистем”. Работа по реализации повестки дня-2030 находится на начальном этапе. Поэтому важно задать ей обоснованные и долгосрочные векторы. По цели №2, по-видимому, следует демонстрировать роль и лидерство нашей отрасли. И не только в России. По цели №6 ситуация другая. Здесь имеются репутационные риски для производителей минеральных удобрений в части проблемы, связанной с диффузным стоком, и важно объективно показать ситуацию и ее причины. Национальные действия по цели №13 находятся в стадии обсуждения. Острые дискуссии идут по проекту федерального закона о регулировании эмиссии и адсорбции парниковых газов. Решение о ратификации Парижского климатического соглашения пока не принято. Однако реагирование на климатические изменения имеет большое значение, в первую очередь в отношении экономических последствий. Проблематика цели №14 для российских производителей минеральных удобрений касается, главным образом, минимизации воздействия на морскую среду в местах расположения портов.
Участники заседания договорились принять участие в деятельности тематических рабочих групп по указанным темам и подготовке соответствующих разделов добровольного национального обзора. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)