22 июля было опубликовано постановление Кабинета министров Украины №624 “Вопросы введения специальной пошлины на отдельные товары происхождением из Российской Федерации, ввозимые на таможенную территорию Украины”. Согласно постановлению к импорту тяжелых дистиллятов (газойлей), классифицируемых в соответствии с кодами УКТ ВЭД 2710 19 43 00 – 2710 19 48 00, которые ввозятся на территорию Украины трубопроводным транспортом, применяются следующие специальные пошлины: с 1 августа 2019 г. – 3,75%; с 1 октября 2019 г. – 4%.
Указанная пошлина вызывает много вопросов с точки зрения ВТО, в частности:
– введение пошлин только в отношении РФ нарушает один из основополагающих принципов ВТО – most-favoured-nation treatment, прямо предусмотренный ст. I ГАТТ 1994. Данный принцип предполагает, что все импортные пошлины должны одинаково (в одинаковом размере) и не на недискриминационной основе применяться ко всем членам ВТО. В данном же случае пошлины применяются исключительно к РФ;
– при вступлении в ВТО каждое государство согласовывает тарифный график уступок, в котором, кроме прочего, согласовывается максимально допустимый уровень пошлин по тем или иным категориям товара. В соответствии со ст. II ГАТТ 1994 в последующем член ВТО не может устанавливать пошлины на уровне, превышающем максимально допустимый уровень. Возвращаемся к дизтопливу. Прежде всего следует отметить, что Украина вступила в ВТО в 2008 г., следовательно, в ее графике уступок заложена “старая” тарифная классификация. К сожалению, точно соотнести текущие коды, к которым применены специальные пошлины, и коды в украинском графике уступок не представляется возможным (для этого необходимо участие специалистов по классификации). Однако если их соотнести приблизительно (по сходности описания), то можно сделать предварительный вывод, что по части кодов максимально допустимый уровень пошлин составляет 2% или даже 0%. Следовательно, в зависимости от кодов УКТВЭД и их соотношения в старой и новой классификации применение пошлин в 3,75% и 4% могут противоречить обязательствам Украины, предусмотренным по ст. II ГАТТ 1994;
– также Украина по сути ввела запрет на использование РФ трубопроводного транспорта, что нарушает ст. II ГАТС, также предусматривающую принцип most-favoured-nation treatment, согласно которому для услуг и поставщиков услуг всех членов ВТО должен предоставляться идентичный доступ на рынок Украины;
– для оценки других потенциальных нарушений правил ВТО необходимо также понимать, почему ограничен импорт именно трубопроводным транспортом. Дело в том, что в рамках ВТО можно оспаривать как прямо предусмотренные в законодательстве меры, так и меры, которые вроде бы с формальной юридической точки зрения ничего не нарушают, но на практике нарушение есть. Например, если запрет на поставки трубопроводным транспортом привел к тому, что фактически теперь российские и украинские компании имеют разные конкурентные условия на рынке из-за введенного запрета, возможно потенциально также рассматривать нарушение ст. III ГАТТ, предусматривающей еще один базовый принцип ВТО – national treatment. Согласно данному принципу не могут предоставляться какие-либо преференции для местных компаний по сравнению с иностранными.
Вместе с тем, следует отметить, что РФ будет очень сложно оспаривать указанные специальные пошлины в ВТО в свете решения группы экспертов по делу DS512 Украина против РФ – транзитные ограничения. В рамках указанного спора Украина оспаривала все транзитные ограничения, примененные РФ в отношении Украины в 2016 г.
Группа экспертов согласилась с позицией Украины, что РФ нарушила свои обязательства, предусмотренные ст. V ГАТТ 1994 – обеспечение свободы транзита независимо от страны, откуда выходит и куда идет транзит, от вида транспорта, наиболее удобными путями и т. д. Но группа экспертов не рекомендовала РФ устранить нарушения, поскольку посчитала, что РФ правомерно обосновала применение таких мер со ссылкой на исключение, предусмотренное в ст. XXI ГАТТ 1994 – отступление от своих обязательств в связи с национальной безопасностью.
Следовательно, Украина сможет использовать зеркальную логику в случае, если РФ примет решение оспаривать в ВТО специальные пошлины, примененные Украиной. Тот факт, что РФ вряд ли будет инициировать спор в ВТО, кроме прочего, подтверждается тем, что РФ не пошла дальше со спором DS525 – РФ против Украины – Меры, касающиеся торговли товарами и услугами, в рамках которого планировала оспорить все санкции и любые другие ограничения, примененные Украиной против РФ в связи с агрессией последней. (Партнер практики международной торговли Sayenko Kharenko Анжела Махинова, enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)