Каковы перспективы белорусского топлива на украинском рынке? Как введение пошлин на российское дизтопливо и другие изменения отразятся на украинском рынке светлых нефтепродуктов? Что происходит с обеспечением сырьем Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ?
На эти и другие вопросы журнала “Вестник Белнефтехима” ответил директор ООО “Консалтинговая группа А-95” (Киев) Сергей Куюн.
– Какие тренды на топливном рынке Украины проявились в этом году и почему?
– Основная тенденция первого полугодия 2019 г. – это увеличение доли российского дизтоплива: его поставки выросли на 19%. При этом белорусский импорт остался на прошлогоднем уровне, как и внутреннее производство ДТ. А вот морские поставки упали. Это говорит о том, что российский продукт был наиболее конкурентоспособным. В частности, речь идет о трубопроводных поставках, которые превалируют в российском импорте. В связи с этим крайне интересным событием стало приобретение 50% компании “ПрикарпатЗападтранс”, управляющей украинским участком нефтепродуктопровода Самара – Западное направление, белорусским предпринимателем Николаем Воробьем. Он обещает, что вскоре мозырское дизтопливо пойдет в Украину по данной магистрали. Для украинского рынка это настоящая интрига.
– Как рынок Украины справился с приостановкой импорта светлых нефтепродуктов из Беларуси в связи с проблемами белорусских НПЗ из-за “грязной” нефти?
“Что касается ситуации с “грязной” российской нефтью, то она вновь обнажила слабые стороны белорусского экспорта. В разгар весенних посевных работ БНК, которой принадлежит второе место в рейтинге поставщиков в Украину, заявила о вынужденной приостановке отгрузок. Это вызвало панику, ажиотаж и рост цен”.
– В разгар тех апрельских событий информации было крайне мало, трейдеры не знали, что делать. Считаю, что участник, которому принадлежат 30% рынка, должен иметь альтернативные решения по обеспечению своих клиентов. В качестве примера можно привести компанию “Мажейкю нафта” (сейчас “Орлен Летува”), которая в 2006 г. полностью выполнила все контракты с украинскими клиентами, несмотря на пожар и крушение вакуумной колонны. Тогда они закупили топливо по морю, привезли в Ригу, закрыли потребности своего балтийского рынка, а высвободившийся объем направили в Украину. Да, на этих поставках литовцы, скорее всего, не заработали, но поддержали репутацию сверхнадежного партнера. Это вопрос не только репутации, но и эффективности продаж – “Орлен Летува” продает топливо дороже конкурентов, а за ним стоит очередь. БНК сделала большой прогресс в последние годы, взаимодействие с покупателями заметно улучшилось, но все равно каждый год рынок мучительно переживает ремонты Мозыря и Новополоцка, которые традиционно приходятся на самый разгар сезона. Кстати, уже анонсированы очередные ремонты белорусских НПЗ в августе – октябре, посмотрим, как пройдем их на этот раз.
– Почему в текущем году в Украине сокращается потребление битума?
– Снижение поставок битума в первом полугодии 2019 г. составило 20%. Роль сыграли субъективные факторы, главным образом – выборы. Ритмичность строительства и ремонта дорог часто зависит от местных властей, которые начали меняться. Подвержен потрясениям и Кабинет министров. По этим причинам начались перебои с финансированием, как следствие – снижение поставок битума. Успокоительным для белорусских поставщиков стало российское эмбарго на поставки битума в Украину. Это позволило БНК сразу поднять цены и сохранить денежный поток по этому каналу.
– Каковы перспективы для белорусского топлива на украинском рынке?
– Беларусь остается крупным источником поставок нефтепродуктов для Украины. Прогнозы для белорусов хорошие. С 1 августа в нашей стране установлена специальная пошлина в 3,75% таможенной стоимости товара на дизельное топливо, поставляемое из России трубопроводным транспортом, и СУГ. С 1 октября пошлина будет увеличена до 4%. Это автоматически усилит привлекательность белорусского направления. По заявлениям менеджмента БНК, у компании есть ресурсы для наращивания поставок почти на 30% от текущего уровня, или на 50 тыс. т дизтоплива в месяц. Однако по-прежнему многое будет зависеть от стратегии БНК. Пока она краткосрочная: заработать здесь и сейчас. Компанию можно понять: стране нужны деньги. Но в долгосрочной перспективе это приведет к потерям, что хорошо видно по бензину. Так, импорт бензинов из Беларуси по итогам первого полугодия 2019 г. сократился на 25% (104 тыс. т) до 315 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Причина элементарна: крупнейшие покупатели – ОККО, WOG, AMIC – ушли к “Орлен Летува”. В итоге доля белорусских бензинов в балансе украинского рынка в I полугодии снизилась с 44% до 34%. А Литва нарастила поставки на 79%. И это бензин – крайне проблемная позиция для всех производителей, поскольку на рынке наблюдается его переизбыток. БНК еще предстоит найти баланс между своими интересами и интересами украинских партнеров. Борьба предстоит серьезная. Как я уже сказал, вслед за “дизельными” пошлинами на российское ДТ могут быть введены ограничения на белорусский бензин.
– Какую часть топливного рынка в Украине занимает нелегальный бизнес?
– Если говорить о бензине, то это около 20% рынка, или 30 тыс. т в месяц. Например, ежемесячно на открытых торгах продаются 40 тыс. т газового конденсата, который идет внутренним потребителям в неизвестном направлении. Что касается дизтоплива, то в 2019 г. доля теневого рынка была минимальной. Это стало результатом действий Нефтегазовой ассоциации Украины, которая пролоббировала усиление контроля за целевым использованием авиакеросина. В 2017-2018 гг. он массово использовался для смешения с дизтопливом, акциз на которое выше в семь раз. Рост рынка ДТ в этом году обусловлен в том числе ликвидацией схемы, когда вместо дизтоплива завозили керосин.
– Насколько реально реформировать в Украине систему контроля за оборотом нефтепродуктов? Что показывает практика?
– В сфере усиления контроля за рынком нефтепродуктов в Украине происходит настоящая революция. С 1 июля введено лицензирование оптовой и розничной торговли, а также хранения и производства нефтепродуктов. Вводятся обязательные требования по оснащению всех складов нефтепродуктов уровнемерами и расходомерами, усиливается контроль за автотранспортом. Модернизирует свою систему слежения за уплатой акциза Государственная фискальная служба. Пока рано делать выводы, реформа только стартовала, но есть большие надежды на изменения к лучшему. Она встретила огромное сопротивление, но в итоге начала реализовываться.
– Что происходит с обеспечением сырьем украинских производителей нефтепродуктов – Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ? Почему ПАО “Укртатнафта” купило для Кременчугского НПЗ 75 тыс. т нефти в США?
– Поставки сырья стабильны, но есть предпосылки для роста. Группа “Приват”, управляющая крупнейшим украинским НПЗ “Укртатнафта”, пребывала в конфликте с предыдущим президентом и свернула активность до минимума. Новый президент пришел к власти при большой поддержке группы, в частности принадлежащего ей рейтингового канала “1+1”. Владимир Зеленский и его “Квартал 95” являются многолетним партнером Игоря Коломойского, лидера “Привата”, по поставке телеконтента для “1+1”. По всему видно, что теперь у группы больше уверенности в завтрашнем дне, чувствуется ее активизация на рынке. Думаю, “Укртатнафта” в обозримом будущем нарастит переработку. Правда, это может быть сопряжено с ограничительными мерами в отношении поставок белорусского бензина – основного конкурента “Укртатнафты” на внутреннем рынке. Дело в том, что технологическая схема украинского завода предусматривает повышенный отбор бензина, потребление которого падает, реализация проблематична. Если наращивать переработку, бензина будет еще больше, надо решать вопрос сбыта, здесь ограничение импорта из Беларуси многим видится выходом.
“Что касается американской нефти, то, скорее всего, это фрагментарная поставка, случай. Открылось арбитражное окно, этим и воспользовалась группа “Приват”. Кстати, в Украине серьезно присматриваются к арбитражным поставкам дизтоплива и сжиженного газа из США. Такие сделки уже стали обыденными в Турции, в Средиземноморском регионе. Здесь нет никакой политики, только бизнес”. (“Вестник Белнефтехима”/enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)