В ноябре Россия осталась крупнейшим источником поставки дизельного топлива на украинский рынок, сохранив долю в общем балансе на уровне 32%. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Баланс рынка дизельного топлива в ноябре составил 609 тыс. т, что практически соответствует объему ноября 2018 г. (616 тыс. т). По сравнению с октябрем, на который пришелся сезонный пик потребления, баланс сократился на 14% (на 98 тыс. т).
Импорт из России в ноябре по сравнению с октябрем сократился на 11% до 195 тыс. т за счет снижения прямых ж/д поставок. Импорт топлива производства компании “Роснефть”, поставляемый по смешанной логистической схеме – по трубопроводу до Гомеля (Беларусь) с дальнейшей перевалкой в ж/д цистерны – в ноябре составил 131 тыс. т против 133 тыс. т в октябре (по уточненным данным).
Прямые ж/д поставки из России в ноябре сократились на 25% до 64 тыс. т. В частности, Волгоградский НПЗ компании “ЛУКойл” снизил отгрузки на 13% (на 7 тыс. т) до 48 тыс. т, Орский НПЗ компании “Орскоргсинтез” – на 50% до 15,5 тыс. т.
Поставки белорусского ДТ в ноябре снизилась на 7% (на 14 тыс. т) до 184 тыс. т. Из этого объема 147 тыс. т отгрузил Мозырский НПЗ, 37 тыс. т – Новополоцкий.
Импорт из Литвы в ноябре сократился на 10% (на 7 тыс. т) до 59 тыс. т. Морской импорт в ноябре составил 97 тыс. т, что на 36% меньше, чем в пиковый сезон в октябре (152 тыс. т).
Выпуск ДТ на украинских НПЗ в ноябре повысился на 1,1% до 73 тыс. т. Кременчугский НПЗ произвел оценочно 65,2 тыс. т, Шебелинский ГПЗ – 7,8 тыс. т.
За 11 месяцев баланс рынка ДТ вырос на 6% (на 362 тыс. т) до 6,41 млн. т. Внутреннее производство повысилось на 9,5% (на 65 тыс. т) до 749 тыс. т (11,6% баланса рынка).
Импорт вырос на 5,5% (на 297 тыс. т) до 5,66 млн. т. Поставки из Беларуси увеличились на 12,4% до 2,26 млн. т. Импорт из России из-за приостановки работы трубопровода “ПрикарпатЗападтранс” сократился на 8,8% до 2,28 тыс. т. Поставки из Литвы выросли на 5,1% до 445 тыс. т, морской импорт увеличился на 57% до 676 тыс. т.
С 1 августа 2019 г. Украина ввела специальную пошлину на импорт ДТ из России по трубопроводу “ПрикарпатЗападтранс”. Инициатор введения пошлин Андрей Герус на Petroleum Ukraine 2019 заявил, что благодаря этому решению Украине удалось избавиться от критической зависимости в российском топливе. Он также не исключил, что в случае существенного роста железнодорожных поставок топлива из РФ или с терминала в Гомеле ограничительные меры могут быть приняты и в отношении этих каналов импорта.
Идею ввести новые ограничения на поставки российских нефтепродуктов на Petroleum Ukraine 2019 озвучил и зампредправления “Укртатнафты” Руслан Ляпка, попутно раскритиковав решение правительства ввести пошлины только на дизтопливо, поставляемое трубопроводом. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)