Развитие индустрии сжиженного природного газа (СПГ) планируют поддержать ростом его внутреннего потребления за счет малотоннажного производства. В Минэнерго уже “разработана “дорожная карта” по развитию рынка малотоннажного СПГ для газификации и в качестве моторного топлива. Таким образом, за счет использования СПГ Минэнерго рассчитывает решить проблему газификации для изолированных населенных пунктов в труднодоступных районах, территориях, куда невозможно подвести трубопроводный газ.
Своим мнением по поводу развития малотоннажного СПГ в стране с Агентством нефтегазовой информации поделился председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный.
Дорожная карта по развитию малотоннажного СПГ сегодня находится на межведомственном согласовании и говорить о конкретике – ее параметрах, механизмах и сроках реализации – рано. Но можно проанализировать состояние отрасли и ее перспективы. В последнее время ей уделяется большое внимание со стороны государства и экспертного сообщества. В частности, наши коллеги из энергетического центра Сколково сделали ряд исследований, в том числе и для Министерства энергетики.
Сегодня проекты малотоннажного СПГ в России уже реализуют или планируют к пуску ряд компаний в нескольких регионах РФ, в том числе такие гиганты, как “Атомэнергомаш”, “НОВАТЭК”, “Газпром”. По оценкам экспертов, отрасль в целом закончила этап становления и можно предсказать ускоренное наращивание объемов и мощностей. По прогнозу Сколково, совокупный объем производства на малотоннажных установках достигнет почти 4,5 млн. т к 2030 г. и составит 3% от общего объема производства СПГ в России, общая установленная мощность может достичь 12 млн. т.
Преимущества малотоннажного СПГ уже оценили во многих странах – Норвегии, США, Канаде, Японии, Турции. Меньшие по сравнению с крупными проектами сроки реализации, возможность использования нескольких источников газа, размещение производства практически в любом месте, гибкость в выборе вариантов доставки газа потребителю, большой выбор поставщиков оборудования и технологий обеспечивают проектам большую гибкость, скорость и инвестиционную привлекательность.
В России пока не так. Хотя и у нас достаточно запасов газа, которые сложно монетизировать другими способами. Например, по данным энергетического центра Сколково, запасы газа, которые можно транспортировать по “Силе Сибири”, составляют 60% от общих суммарных запасов газа Якутии и Иркутской области, а оставшиеся 40% запасов находятся в изолированных районах и могут быть монетизированны именно при помощи проектов средне- и малотоннажного СПГ.
Есть и потребности в малотоннажном СПГ, учитывая сферы его применения: в качестве моторного топлива, для автономной газификации, распределенной генерации. СПГ как топливо может решить экологические проблемы, эффективно использоваться для бункеровки морских судов, для огромных машин, например в горнодобывающей промышленности, на железной дороге. За счет СПГ можно решить проблему газификации изолированных населенных пунктов в Арктике, Сибири или Якутии, на Дальнем Востоке. И тут нужен именно малотоннажный СПГ, производимый не слишком далеко от потенциальных точек сбыта. Иначе экономика не сложится.
При этом сегодня проекты малотоннажного СПГ в России в общем выглядят не слишком привлекательными с инвестиционной точки зрения и сложными в реализации. Высокие капитальные затраты, излишние нормативные требования, пробелы в законодательстве и, не в последнюю очередь, неразвитый спрос внутри страны в сочетании с невозможностью экспорта. Поэтому без активной государственной поддержки, изменения нормативной базы, стимулирования спроса развитие малотоннажного СПГ не выйдет на принципиально другой качественный уровень.
Важным шагом могло бы стать снятие излишних административных барьеров и требований к безопасности, а также разрешение на экспорт газа с малотоннажных проектов в приграничных территориях. При действующем регулировании внутренних цен на газ шанс на реализацию имеет только экспортная модель. Отмена регулирования цен на внутреннем рынке, развитие межтопливной конкуренции придаст новое качество в том числе и проектам малотоннажного СПГ.
Перспективным направлением, по мнению экспертов, является интеграция малотоннажного СПГ в сложившиеся цепочки крупнотоннажных СПГ-терминалов. В будущем российские проекты по сжиженному природному газу могли бы играть значительную роль в создании региональных газовых хабов на юге Европы и на Дальнем Востоке.
Государственная поддержка использования СПГ в качестве моторного топлива может быть оказана в рамках программы “Развитие рынка газомоторного топлива”. (angi.ru/Химия Украины и мира)