ПАО “Укртатнафта” даже в случае полной загрузки Кременчугского НПЗ не сможет обеспечить более 20% внутреннего потребления дизельного топлива и около 10% сжиженного газа, поэтому физически не способна гарантировать стабильность цен в случае введения пошлин и прекращения российских поставок. Об этом сообщил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн на странице в социальной сети Facebook.
“Сегодня у завода 10% рынка дизтоплива и 5% рынка сжиженного газа. Сам завод говорит, что его предельная мощность на сегодня 5 млн. т, т. е. он сможет нарастить производство вдвое. И тогда займет 20% рынка ДТ и 10% рынка сжиженного газа (для выхода на новые объемы понадобится несколько месяцев). Вопрос: как в таком случае “Укртатнафта” может гарантировать стабильность цен у поставщиков остальных 80% и 90% поставок?”, – отреагировал Сергей Куюн на пресс-релиз “Укртатнафты”.
По мнению эксперта, именно поднятие цен – главная цель “Укртатнафты”, которую она пытается достичь путем введения ограничений на импорт топлива.
“Укртатнафта” говорит, что сегодня получает убытки. Так если не поднимать цены и нарастить объемы переработки, то убытков станет еще больше! Да, снизится себестоимость, но это коренным образом экономику завода не изменит. Вместе с ростом переработки вырастет производство не только дефицитного дизтоплива и сжиженного газа, но и бензина с мазутом, которые для завода хронически убыточные. Поэтому без подъема цен в пошлинах нет смысла, это их прямая задача и цель”, – отмечает Сергей Куюн.
По его оценкам, в случае введения пошлин на российские поставки импорт из этого направления с высокой долей вероятности остановится, что приведет к панике и непрогнозированному росту цен.
“За пару месяцев можно перестроиться на новые рельсы, но цены останутся высокими, а рынок будет содрогаться при каждом “чихе” в Беларуси или в “Миллениуме” (офис топ-менеджмента группы “Приват”). Ситуация усугубляется тем, что Беларусь пока не заключила контракты на поставку нефти в 2020 г. и рассчитывать на это направление сейчас не стоит. За посевную вообще промолчу”, – отметил директор “А-95”.
Решение Межведомственной комиссии по международной торговле по жалобе “Укртатнафты” ожидалось 21 февраля.
“Укртатнафта”, “Укрнафта” и “Укргаздобыча” требуют немедленного введения пошлин в 8,46%. Далее в течение пяти лет компании просят повышать ставки пошлины на 4,24 п. п. до 25,4% с 1 января 2024 г. Решение комиссии ожидается с 21 февраля по 5 марта. За два дня до принятия решения по жалобе, 19 февраля, Кабмин обновил состав комиссии, сменив 6 из 12 ее членов.
Анализ самого документа показал, что жалоба содержит множество грубых неточностей и манипулятивных суждений.
Нефтегазовая ассоциация Украины считает, что в случае введения пошлин произойдет моментальный и неконтролируемый рост цен. Против пошлин выступили отраслевые объединения металлургов и аграриев, которые оценивают потенциальные убытки в 700 млн. грн. и $150 млн. соответственно. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)